СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка.
Под проектом понимается самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная учащимися под руководством учителя.
Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельный подход в обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединяться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей.
Окончательный выбор темы проекта согласуется с учителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждого учащегося или группы учащихся.
Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей. В повседневных совместных делах появляется взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности.
Сроки выполнения проектов могут быть разными и зависят от содержания и задач проекта и могут меняться: от 5-6 недель до года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с результатами работы на каждом этапе. Проект, выполняемый в течение года, позволяет создать дополнительную заинтересованность школьников в получении знаний, необходимых для его выполнения.
Особенность системы выполнения проектов - совместная творческая работа учителя и учащегося. При этом имеется возможность расширить обозначенные в программе направления творческой деятельности, учесть интересы учащихся. Проекты любой направленности будут педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают, с одной стороны, отход от авторитарных методов обучения, а с другой – предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств обучения.
Проекты - это всего лишь один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система.
Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Поэтому не следует стремиться к сложным темам проектов. Проект является творческой работой, во время выполнения которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса.
Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал ученика, но в то же время, при использовании проектного метода обучения, задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка.
Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать «играющим тренером» в работе над ними. Должна быть обеспечена материальная база для выполнения проекта (демонстрационные, справочные и наглядные средства обучения, оборудование, специальные инструменты, материалы).
Деятельность учащихся при выполнении проектов состоит из нескольких этапов:
Цели и задачи творческого проектирования.
Основные требования к проектированию.
1.Творческая направленность и занимательность. Предполагает творческую деятельность и учет интересов детей.
2.Посильность. Предполагает соответствие уровню подготовки учащихся, их индивидуальным, возрастным и физиологическим возможностям.
3.Значимость. Полученный продукт должен иметь практическую ценность, полезность.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся:
Цель курса: формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) на основе комплексного применения знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества.
Задачи курса:
- формирование устойчивых интересов и социально значимых мотивов к овладению проективными умениями и навыками (способами деятельности) для решения проблем;
- развитие потребности в самостоятельности, умения осуществлять поиск, анализ и преобразование необходимой информации;
- формирование умения работать в команде, коммуникативной активности;
- развитие творческого мышления и технологической культуры;
- развитие речевого интеллекта.
Содержание программы
5 класс – 17 часов
Модуль «От проблемы к цели» -2 часа.
Модуль ориентирован на освоение учащимися таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, постановка цели, планирование деятельности и ресурсов.
В результате освоения модуля учащиеся:
1. получат представление о противоречии, лежащем в основе проблемы;
2. получат опыт:
а) описания и анализа ситуаций, в которых возникают проблемы;
б) постановки задач, адекватных цели;
в) планирования ресурсов.
3. научатся:
а) обозначать проблему;
б) формулировать цель на основании проблемы;
в) формировать план деятельности.
Модуль «Работа со справочной литературой» - 5 часов.
Модуль ориентирован на развитие информационной компетентности.
В результате изучения модуля ученики:
1. получат представления о структурировании информации в справочной литературе.
2. получат опыт:
а) работы со справочной литературой;
б) отбора информации в соответствии с необходимостью;
в) оформление ссылок на источник информации.
3. Научаться находить информацию в справочной литературе;
Модуль «Способы первичной обработки информации» -5 часов.
Модуль ориентирован на развитие информационной компетенции.
В результате изучения модуля ученики:
1.будут знать способы первичной обработки информации.
2.должны уметь:
-работать с текстом при помощи разных приемов;
-комбинировать разные способы первичной обработки информации;
-работать с понятиями;
Модуль « Вместе к одной цели» -5 часов.
Модуль ориентирован на развитие коммуникативной компетентности.
В результате изучения модуля ученики:
1. должны знать:
-правила командного поведения;
-роли участников группового взаимодействия;
-основные причины возникновения конфликта и способы продуктивного выхода из него.
2. должны уметь:
- выполнять различные роли в команде;
-согласовывать процедуры совместного действия, распределять зоны ответственности за коллективный продукт;
-обращаться за помощью в сложных ситуациях группового взаимодействия;
-достигать консенсуса при конфликте интересов (при наличии координатора такого взаимодействия).
Календарно-тематическое планирование.
№ занятия |
Тема. |
От проблемы к цели - 2 часа. |
|
1. |
Описание ситуации и определение её признаков. Постановка проблемы, цели и задач. Изучение способов достижения цели (теория). |
2. |
Составления графика деятельности (практика). |
Работа со справочной литературой - 5 часов. |
|
3- 4 |
Виды справочной литературы (теория). |
5-6 |
Размещение информации в справочной литературе (теория). |
7 |
Оформление ссылок (практика). |
Способы первичной обработки информации (практика) - 5 часов. |
|
8-9 |
Чтение текста с маркированием (теория). |
10 |
Презентация работы в паре «чтение с маркированием» (практика). |
11 |
Работа с терминами и понятиями (теория). |
12 |
Презентация работы в паре «работа с терминами и понятиями» (практика). |
Вместе к одной цели - 5 часов. |
|
13. |
Что такое команда? Как работать вместе? (теория) |
14. |
Кто со мной? «За» и «против» (теория). |
15 - 17 |
Итоговый урок. Решение проектной задачи (практика) |
© 2016, Смирнова Ольга Львовна 794