СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса «Основы проектной деятельности» - 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

Под проектом понимается самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная учащимися под руководством учителя.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельный подход в обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединяться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей.

Окончательный выбор темы проекта согласуется с учителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждого учащегося или группы учащихся.

Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей. В повседневных совместных делах появляется взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности.

Сроки выполнения проектов могут быть разными и зависят от содержания и задач проекта и могут меняться: от 5-6 недель до года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с результатами работы на каждом этапе. Проект, выполняемый в течение года, позволяет создать дополнительную заинтересованность школьников в получении знаний, необходимых для его выполнения.

Особенность системы выполнения проектов - совместная творческая работа учителя и учащегося. При этом имеется возможность расширить обозначенные в программе направления творческой деятельности, учесть интересы учащихся. Проекты любой направленности будут педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают, с одной стороны, отход от авторитарных методов обучения, а с другой – предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств обучения.

Проекты - это всего лишь один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система.

Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Поэтому не следует стремиться к сложным темам проектов. Проект является творческой работой, во время выполнения которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса.

Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал ученика, но в то же время, при использовании проектного метода обучения, задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка.

Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать «играющим тренером» в работе над ними. Должна быть обеспечена материальная база для выполнения проекта (демонстрационные, справочные и наглядные средства обучения, оборудование, специальные инструменты, материалы).

Деятельность учащихся при выполнении проектов состоит из нескольких этапов:

  • Организационно-подготовительный этап (поиск проблемы, выбор и обоснование темы проекта, постановка цели и задачи проекта, анализ предстоящей деятельности, выбор оптимального варианта решения проблемы, подбор материала, планирование процесса работы над проектом, распределение ролей в команде, разработка необходимой документации, организация рабочего места).
  • Технологический этап проекта. ( Выполнение проекта. Самоконтроль своей деятельности, коррекция).
  • Заключительный этап проекта. ( Подведение итогов, подготовка презентации проекта. Защита проекта).

Цели и задачи творческого проектирования.

  • Реализация на практике знаний и умений учащихся, полученных на уроках;
  • Раскрытие творческих способностей и индивидуальных предрасположенностей учащихся.
  • Формирование навыков самоконтроля.
  • Формирование интереса к самостоятельной творческой работе.
  • Формирование умения пользоваться справочной и научно-познавательной литературой.
  • Использование инновационных и компьютерных технологий при создании творческого проекта.
  • Умение оценить свои возможности в творческой деятельности.
  • Умение довести возникшую идею до реальных результатов.
  • Умение оценить проделанную работу.

Основные требования к проектированию.

1.Творческая направленность и занимательность. Предполагает творческую деятельность и учет интересов детей.

2.Посильность. Предполагает соответствие уровню подготовки учащихся, их индивидуальным, возрастным и физиологическим возможностям.

3.Значимость. Полученный продукт должен иметь практическую ценность, полезность.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся:

  • Умение обосновать актуальность выбора темы.
  • Навыки формирования планируемого результата.
  • Умение кратко и четко формулировать проблему, возникшую в проблемной ситуации.
  • Навыки анализа разработанных идей.
  • Создание макетов, схем, буклетов, презентаций.
  • Умение представлять и защищать готовый проект.

Цель курса: формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) на основе комплексного применения знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества.

Задачи курса:

- формирование устойчивых интересов и социально значимых мотивов к овладению проективными умениями и навыками (способами деятельности) для решения проблем;

- развитие потребности в самостоятельности, умения осуществлять поиск, анализ и преобразование необходимой информации;

- формирование умения работать в команде, коммуникативной активности;

- развитие творческого мышления и технологической культуры;

- развитие речевого интеллекта.

Содержание программы

5 класс – 17 часов

Модуль «От проблемы к цели» -2 часа.

Модуль ориентирован на освоение учащимися таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, постановка цели, планирование деятельности и ресурсов.

В результате освоения модуля учащиеся:

1. получат представление о противоречии, лежащем в основе проблемы;

2. получат опыт:

а) описания и анализа ситуаций, в которых возникают проблемы;

б) постановки задач, адекватных цели;

в) планирования ресурсов.

3. научатся:

а) обозначать проблему;

б) формулировать цель на основании проблемы;

в) формировать план деятельности.

Модуль «Работа со справочной литературой» - 5 часов.

Модуль ориентирован на развитие информационной компетентности.

В результате изучения модуля ученики:

1. получат представления о структурировании информации в справочной литературе.

2. получат опыт:

а) работы со справочной литературой;

б) отбора информации в соответствии с необходимостью;

в) оформление ссылок на источник информации.

3. Научаться находить информацию в справочной литературе;

Модуль «Способы первичной обработки информации» -5 часов.

Модуль ориентирован на развитие информационной компетенции.

В результате изучения модуля ученики:

1.будут знать способы первичной обработки информации.

2.должны уметь:

-работать с текстом при помощи разных приемов;

-комбинировать разные способы первичной обработки информации;

-работать с понятиями;

Модуль « Вместе к одной цели» -5 часов.

Модуль ориентирован на развитие коммуникативной компетентности.

В результате изучения модуля ученики:

1. должны знать:

-правила командного поведения;

-роли участников группового взаимодействия;

-основные причины возникновения конфликта и способы продуктивного выхода из него.

2. должны уметь:

- выполнять различные роли в команде;

-согласовывать процедуры совместного действия, распределять зоны ответственности за коллективный продукт;

-обращаться за помощью в сложных ситуациях группового взаимодействия;

-достигать консенсуса при конфликте интересов (при наличии координатора такого взаимодействия).

Календарно-тематическое планирование.

№ занятия

Тема.

От проблемы к цели - 2 часа.

1.

Описание ситуации и определение её признаков. Постановка проблемы, цели и задач. Изучение способов достижения цели (теория).

2.

Составления графика деятельности (практика).

Работа со справочной литературой - 5 часов.

3- 4

Виды справочной литературы (теория).

5-6

Размещение информации в справочной литературе (теория).

7

Оформление ссылок (практика).

Способы первичной обработки информации (практика) - 5 часов.

8-9

Чтение текста с маркированием (теория).

10

Презентация работы в паре «чтение с маркированием» (практика).

11

Работа с терминами и понятиями (теория).

12

Презентация работы в паре «работа с терминами и понятиями» (практика).

Вместе к одной цели - 5 часов.

13.

Что такое команда? Как работать вместе? (теория)

14.

Кто со мной? «За» и «против» (теория).

15 - 17

Итоговый урок. Решение проектной задачи (практика)

09.06.2016 11:47


Рекомендуем курсы ПК и ПП