СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГКУ СО «БЕЗЕНЧУКСКИЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ «ДОМ ДЕТСТВА»
Программа объединения по рукоделию «Сувенир»
(изготовление открыток и сувениров из бумаги и подручных материалов для детей начальной школы)
Составитель: Казьянская Т. М.
педагог дополнительного образования
п. Безенчук 2014 год
Пояснительная записка
Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.04 №170-ФЗ отдых детей и их оздоровление – это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей».
Различные виды организаций отдыха детей являются частью социальной среды, в которой дети и подростки реализуют свои возможности, потребности в свободное время.
В основу развития и воспитания личности в учреждении для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть положены следующие принципы:
· принцип гуманизма, т.е. готовность прийти на помощь ребёнку, способствовать его социальному благополучию, преодолевать трудности в общении;
· индивидуальный подход предусматривает учёт социальных, психологических характеристик ребёнка; стимулирование ребёнка к саморазвитию; активизация их внутренних ресурсов для изменения образа жизни, перестройки отношений с окружающими;
· формирование воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, учёбы, работы.
Благодаря различным направлениям творческой деятельности детям предоставляется возможность открыть в себе новые таланты и способности, позволяет выявить скрытые ресурсы развития личности ребенка.
Программа объединения «Сувенир» является программой дополнительного образования, имеет художественно – эстетическую направленность и составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
Рабочая программа рассчитана для детей 7-11 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, увлекающихся художественно-творческой деятельностью. Программа рассчитана на 3 месяца развития творческих способностей в малокомплектных группах с возможностью поступления в группу в любое время; занятия проходят во внеурочное время 2 раза в неделю по 60 минут (1,5 академических часа). Занятия направлены на освоение языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из бросового материала) и бумажной пластики, а также творческая работа с природным материалом.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для полноценного отдыха детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе.
Задачи программы:
·создавать условия для организованного отдыха детей;
·приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;
·способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;
·предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале;
·формировать у ребят навыки общения и толерантности.
Новизна рабочей программы «Сувенир» в том, что она дает возможность освоить технику работы с различными видами материала (бумага, природный материал, пластилин, бросовый материал). Умение работать с разными материалами позволяет переносить технологические приемы с одного материала на другой, получая новые оригинальные изделия. Кроме того, смена видов работы и материала исключает возможность уставания и перенасыщения одним видом деятельности.
Воспитательная ценность программы «Сувенир» для данной категории детей и подростков состоит в том, что в Доме детства созданы условия для целесообразного и привлекательного досуга, удовлетворения потребностей в творческом развитии, получении знаний и умений жизнедеятельности через художественно-творческую деятельность, общение, игру. В ходе реализации Программа помогает детям:
·в приобретении положительного опыта жизнедеятельности;
·насыщении детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, полезной информацией;
·дружескую помощь;
·обращение к позитивным сторонам характера и поведения подростка.
Социальная значимость программы заключается в том, что создавая подарки и сувениры для своих друзей и близких, ребенок постоянно думает о них, вкладывает в изделие свою любовь к ним, тем самым формируется гендерная и семейная принадлежность; воспитывается потребность заботливого отношения к членам своей семьи; учит ориентироваться в родственных отношениях и развивает умение составлять рассказы о своей семье.
Значение данной программы для развития ребенка:
·знакомит детей с различным приемам работы с бумагой, ножницами, клеем;
·развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствуется моторика рук;
·способствует концентрации внимания;
·развивает умение следовать устным инструкциям и работать по показу;
·стимулирует развитие памяти, так как ребенок должен запомнить последовательность изготовления поделки, приемы и способы, какие используются в процессе;
·знакомит с основными геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, понятиями: угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами;
·развивает пространственное воображение;
·развивает художественный вкус и творческие способности, активизирует фантазию, развивает креативное мышление;
·способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;
·формирует навыки аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
формирует устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
Программа обеспечивает сотрудничество детей в группе, учит детей делать выбор, помогать друг другу, способствует развитию творческих способностей и, как следствие, решает задачу социализации ребенка в обществе.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
· объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
· репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
· частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
· исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Техническое оснащение занятий:
Достаточно просторное помещение для занятий с хорошим дневным освещением. Есть место для размещения выставочных работ, шкаф для хранения инструментов, материалов, образцов готовых изделий. Есть в наличии ноутбук для демонстрации иллюстративного материала, фотоаппарат для фотографирования работ, чтобы впоследствии составить альбом с лучшими детскими работами, участвовать в конкурсах.
Ресурсы:
· цветная бумага, картон, гофрированная бумага; природный материал (сухие листья, веточки и т.д.); бросовый материал (коробки, баночки, пробки и т.д.); трафареты, ножницы с тупым концом; степлер, дырокол, клей, клеевой пистолет, пластилин; линейка, кисточки, краски, карандаш, фломастеры.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе ребенок:
- освоит различные приемам работы с бумагой, картоном, подручным материалом, ножницами, клеем;
- познакомится с основными геометрическими фигурами и понятиями;
- создаст свои, неповторимые художественно-творческие композиции и изделия;
- познакомится с навыками культуры труда;
- продолжит развивать моторику рук и глазомер, память, мышление, пространственное воображение, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- улучшит свои коммуникативные способности и приобретет навыки работы в коллективе.
Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной программы
диагностика; составление фотоальбома с фотографиями лучших детских работ; проведение выставок детских работ; участие в конкурсах.
Примерное тематическое планирование занятий
Предметные задачи:
Тематический план
№ |
Содержание |
К-во часов |
1 |
Формирование группы. Знакомство с направлением творческой деятельности - бумагопластикой; рассматривание фотографий. Беседа об инструментах и правилах безопасности при работе с ними. |
1 |
2 |
Базовая форма - петля; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Цветок №1 (цветик-семицветик) |
1 |
3 |
Цветок №2 (ромашка) |
1 |
4 |
Цветок №3 (хризантема) |
1 |
5 |
Цветок №4 (фантазия) |
1 |
6 |
Бабочка №1 (простая одинарная) |
1 |
7 |
Рыбка №1 |
1 |
8 |
Рыбка №2 |
1 |
9 |
Павлин |
1 |
10 |
Базовая форма - капля; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Бабочка №31 |
1 |
11 |
Базовая форма - сердечко; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Гирлянда №1 |
1 |
12 |
Фигуры из сердечек. Лебедь |
1 |
13 |
Базовая форма - кольцо; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Цветок №8 |
1 |
14 |
Овечка |
1 |
15 |
Базовая форма - гармошка; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Листочек №1 (кленовый) |
1 |
16 |
Листочек №2 (осиновый) |
1 |
17 |
Базовая форма - завиток; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Рыбка №3 (золотая рыбка) |
1 |
18 |
Композиции:Открытка ко Дню учителя |
1 |
19 |
Открытка к Новому году |
1 |
20 |
Открытка к 8 марта |
1 |
21 |
Открытка к Дню рождения |
1 |
22 |
Открытка к 23 февраля |
1 |
23 |
Изделия из подручных материалов. Шкатулка круглая |
1 |
24 |
Конверты и корзиночки (по шаблону) |
1 |
25 |
Рамка для фотографий простая |
1 |
26 |
Рамка для фотографий овальная |
1 |
27 |
Корзиночка из одноразовых стаканчиков |
1 |
28 |
Цветок из одноразовых стаканчиков |
1 |
29 |
Корзиночка из упаковки |
1 |
30 |
Органайзер из картона |
1 |
|
Итого: |
30 |
Список литературы:
1. Интернет-ресурс:
2. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, М.:ТЦ "Сфера", 1999 г.
3. Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
4. Т.Б. Сержантова «Оригами для всей семьи», М.: Айрис-пресс, 2005 г.
5. Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998 г.
6. Давыдова М.А., Агапова И.А. «Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона», М.: ООО “ЛАДА”, 2008 г.
7. Н.С. Ворончихин «Сделай сам из бумаги», Ижевск: Удмуртский университет, 1994 г.
8.«Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов», М.: Мой мир, 2006г.
9. Геронимус Т.М. “Школа мастеров” - М., 1998 г.
10.Геронимус Т.М. “Работаем с удовольствием” - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998 г.
© 2015, Казьянская Татьяна Михайловна 2124