Пояснительная записка
Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования
в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка.
Программа внеурочной деятельности «Художественное слово» направлена
на изучение искусства слова (формирование коммуникативных навыков взаимного сотрудничества, самосовершенствования), а также культуры отношений: внутрисемейное общение, личностно-ориентированное общение в кругу друзей и знакомых, внутришкольное общение.
Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие.
Дети приходят в первый класс школы со своим характером, со своими потребностями. Школа, новые требования, общение со сверстниками являются стрессовыми ситуациями,
в которых ребёнок часто теряется, не знает, как себя вести. Часто это ведёт
к неординарному поведению, становится проблемой для ребёнка, родителей, учителя. Художественное слово помогает войти в мир через раскрепощение, раскрытие души, обретение новых представлений, новых, более высоких потребностей.
Развитие речи ребенка не стихийный процесс, оно требует постоянного педагогического руководства. Овладение речью – это познание окружающей действительности. Параллельно ребенок овладевает и письменной речью. Ребенок живет
в слове, развивается, передает и получает информацию, следовательно, как можно больше и раньше узнаёт о слове.
Владение художественным чтением помогает детям полноценно воспринимать текст, осознавая его образную природу. Оно усиливает внимание к родному языку, развивает речевой слух; текст начинает ощущаться как живой поток, где нет пугающего набора букв и знаков препинания, а есть взаимосвязь и движение мыслей, образов, эмоций.
Занятия по художественному чтению развивают у детей выразительность речи, эмоциональную сферу и образное мышление, раскрепощают их личность, воспитывают уверенность в себе, формируя основы мировоззрения и нравственных представлений.
Программа ориентирована на реализацию коммуникативного подхода к обучению родному языку младших школьников и позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.
Занятия проводятся по этапам: теоретическая часть, предусматривающая усвоение детьми необходимых знаний и практическая часть, предполагающая работу над отдельными произведениями.
Оценивание – безотметочное.
Программой предусмотрено сотрудничество с родителями, в частности:
- оказание помощи детям при разучивании произведений;
- совместное с детьми и педагогом изготовление костюмов и декораций;
- индивидуальные беседы.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Цель программы: формирование устойчивого интереса и воспитание любви
к чтению художественной литературы, развитие творческого потенциала воспитанников для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове.
Задачи программы:
- добиваться интонационной выразительности устного высказывания;
- развивать умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно,
в соответствии с орфоэпическими нормами, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
- учить детей запоминать наизусть стихотворные и прозаические произведения;
- развивать мыслительных операций наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;
- развивать умения творчески использовать приобретённые навыки;
- развивать умения преодолевать негативное состояние;
- развивать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.
- воспитывать организованность, взаимопомощь, отзывчивость, понимание, уверенность в себе.
Формы работы: : фронтальная, групповая и индивидуальная.
Основные виды учебной деятельности :
1. Игровая деятельность.
2. Познавательная деятельность.
3. Проблемно - ценностное общение.
4. Досугово – развлекательная деятельность.
Данная программа внеурочной деятельности является развивающий курс, который относится к художественно- эстетическому направлению.
Развивающий курс реализуется в рамках учебного плана внеурочной деятельности для 2 – х классов, расчитан на 35 часа в год
Срок реализации программы: 1 год
Планируемые образовательные результаты:
Личностные УУД:
Обучающийся научится:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отражённых в художественном тексте;
- умение выделять поступок как проявление характера героя;
- эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;
- чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
- понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи;
- умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- интереса к слову, родному языку;
- эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному тексту;
- умения передавать свое эмоциональное отношение к произведению;
- начальных представлений о культурных традициях своего народа;
- понятий о дружбе и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Обучающийся получит возможность научиться:
- планировать и контролировать этапы своей работы;
- соотносить внешнюю оценку и самооценку;
- оценивать правильность выполнения действия по результату;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
- сравнивать художественный и научно-популярный текст;
- обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- подробно пересказывать небольшие тексты.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
- осознавать роль названия произведения;
- понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
- видеть отличия народного и авторского текста;
- подбирать синонимы и антонимы к словам из текста;
- подбирать слова-определения для характеристики героев;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- реализовывать потребность в общении со сверстниками;
- проявлять интерес к общению и групповой работе;
- адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;
- уважать мнение собеседников;
- участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы;
- действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Обучающийся получит возможность научиться:
- корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
- ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;
- понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.
Планируемые результаты изучения курса
Обучающийся научится:
- читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
- ориентироваться в книге по названию, иллюстрациям;
- работать с литературным произведением (читать, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать, анализировать, сравнивать, сопереживать героям).
- определять жанр художественного произведения.
- выразительно читать художественное произведение, передавая характер и настроение героев.
- оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться
- отличать прозаический текст от поэтического;
- сравнивать, сопоставлять различные тексты, опираясь на представления о фольклорной и авторской литературе, средствах художественной выразительности (олицетворении, звукописи, рифме;)
- работать в группе, создавая инсценировки по произведениям.
Воспитательные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения
к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)
У обучающегося будут сформированы:
- учебно – познавательный интерес к художественным текстам;
- опыт игры с элементами художественной формы;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной литературой.
- умение оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;
- опыт ролевой игры;
- опыт участия в подготовке и проведении творческой работы.
Получит возможность для формирования:
- обогащения эмоционального опыта новыми разнообразными читательскими переживаниями;
- ценностного отношения к знаниям, общению, чтению, книге, своему собственному миру.