СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Квилинг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический проект

«Развитие творческих способностей младших школьников через занятия квиллингом»

 

Педагогический проект

 

«Развитие творческих способностей младших школьников через занятия квиллингом»

 

 

 

 

 

Проект разработала:

учитель начальных классов 

МОУ СОШ №2 г.Черепанова

Гришина Елена Владимировна

 

 

2011г.

 

Обоснование необходимости проекта

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребенка, его творческого потенциала.

              Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены условные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальностью.

             Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

   Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является  развитие творческой культуры ребенка.

 Предлагаемый  проект имеет художественно – эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Одной из основных проблем, стоящих перед системой образования, является проблема креативной, творческой самореализации младших школьников, позволяющей легко адаптироваться в меняющейся социальной среде. Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для творческой самореализации личности. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала младших школьников.

                 В результате изучения опыта работы начальной школы сформулирована проблема проекта, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих повышение творческой самореализации учащихся начальной школы. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

              Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

                     Указанные факторы определили тему проекта «Развитие творческих способностей младших школьников через занятие квиллингом. Идея проекта родилась практически сразу. Мы решили украсить пустующую стену школьного коридора  поделками в технике квиллинга.  Обсудили  возникшую идею. Все должно быть под силу детям. Для чего и для кого мы будем это делать. Решили сделать подарок-сюрприз школе ко Дню открытых Дверей своими руками. Своей выставке мы дали название «Бумажное волшебство». Нашу выставку посетили учащиеся школы, педагоги школы, родители, пришедшие на общешкольное собрание, педагоги района во время семинара учителей начальных классов. Отзывы были самые замечательные.

 

 

Цели и задачи проекта

Цель проекта: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи проекта:

Обучающие

- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

-  Обучать различным приемам работы с бумагой.

-  Формировать умения следовать устным инструкциям.

-  Знакомить  детей  с основными  геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

-  Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

-  Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

-  Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

-  Развивать пространственное воображение.

 

Воспитательные:

-  Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

-  Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

-Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 

 

Участники проекта

 

               В  реализации проекта принимали участие учащиеся 2 «А» класса  МОУ СОШ №2 г.Черепанова. Из состава класса было сформировано две рабочих группы. Первую мы назвали «Теоретики», вторую «Практики». «Теоретики» должны были найти в различных источниках информацию о технике квиллинг, создать фотоальбом работ, выполненных в данной технике, сделать презентацию. А «Практики» воплотить все это в практику.

 

 

 

Принципы, лежащие в основе проекта:

 

-  доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

- “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

 

Сроки реализации проекта:

10.2009-03.2010 уч.год–подготовка, планирование, исследование, изготовление аппликаций в технике квиллинг,  итоги реализации проекта.

 

 

 

 

 

4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей

 

Первый этап – постановка проблемы.(приложение №1)

В начале октября 2009-2010 учебного года в классе было проведено родительское собрание, на котором я познакомила родителей  с темой и целями проекта. Каждому родителю были подарены буклеты с краткой аннотацией проекта. К родителям обратилась с просьбой помогать детям в реализации данного проекта ( обеспечение материалами и бумагой, помощь в поиске информации, составлении презентаций). Показала родителям , а затем и детям  свои работы, выполненные в технике квиллинг. Детям понравились работы, и им захотелось научиться выполнять такие поделки. Ставиться проблема – что мы знаем о новой технике выполнения аппликаций – квиллинг, какие материалы понадобятся для работы? Выдвигается идея - изготовить поделки в данной технике и  сделать выставку работ в школе

Второй этап – планирование работы.(приложение №2)

           Уточняется тема проекта «Бумажное волшебство» Класс делится на 2 команды и под руководством учителя – для работы над разными аспектами проекта: одна группа «Теоретики»  будет собирать теоретический материал по данной технике, оформлять фотоальбом, презентацию , другая «Практики»  выполнять работы в технике квиллинга. После коллективного обмена мнениями принимается следующий план работы:

  • Дети самостоятельно будут искать информацию по данной теме,
  • Затем на уроках – обмен информацией – мини-сообщения
  • При поддержке учителя отбор необходимого материла,  при поддержке родителей выполнение презентации.

Уточняется уже имеющаяся у детей информация о новой технике.Возникает потребность получить дополнительные  сведения – собрать информацию

Главная цель – познакомить детей с историей возникновения техники. Среди комплекса реализуемых задач приоритетными для учителя являются:

  • научить детей искать информацию в литературе, использовать другие источники информации
  • формировать умение работать в группе, совершенствовать коммуникативные и социо-культурные компетенции
  • формировать умение планировать свою деятельность, стимулировать познавательный интерес учащихся
  • развивать творческий потенциал учащихся

 

 

Третий этап – Сбор информации.(приложение №3 и детские презентации))

Дети при поддержке родителей и направляющей функции учителя ведут поиск и сбор информации по новой технике - квиллинг, материалами, инструментами,  основными формами квиллинга.

Четвертый этап – Работа над «оформлением проекта»

  •  Непосредственное изготовление осуществляется во внеурочной деятельности с поддержкой родителей и учителя. Выполнение работ также происходит на уроках, т.к. является очень важным мотивационным элементом, дает детям возможность непосредственного использования и актуализации своих умений и навыков Дети ощущают важность и необходимость этого предмета, его актуальность. Полученные таким образом новые знания, а так же использованные ранее изученные становятся более близкими, интересными и запоминаются надолго, т.к. вызваны личной заинтересованностью и потребностью детей.
  • Одновременно с изготовлением поделок идет разработка макета выставки.
  • Учитель контролирует грамотность и содержание сообщений. Оформление выставки осуществляется также во внеурочной деятельности

 

Пятый этап – Презентация.(приложение №4)

Предварительная презентация выставки происходит перед учащимися своего класса. Каждый участник этой работы рассказывает, что он узнал нового при работе над своей частью проекта, какова  была его роль в исполнении совместной работы.

          Основная презентация проектов – участие в районном конкурсе декоративно – прикладного творчества «Черепановские звездочки».

Основной итог работы над проектом – повышение интереса у детей к изучению новой технике работы с бумагой. развитие познавательной активности, повышение мотивации к занятиям прикладным творчеством, ,  формирование чувства успешности и личностной значимости.

Взаимодействие учителя и учеников в ходе работы над проектом:

Учитель – направляет, поддерживает интерес, контролирует, учит планированию деятельности, помогает организовать коллективную работу, стимулирует.

Ученики – выдвигают идеи, определяют потребности, проводят исследование, учатся навыкам и умениям изготовления изделия, распределяют функции согласно имеющимся умениям и интересам, учатся коллективно-групповой работе, умению доказывать и пояснять свои идеи, проявляют свои творческие способности.

6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации Проекта

После завершения проекта дети

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

7. Оценка эффективности реализации Проекта

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

(в 2009-2010 учебном году  над проектом «Бумажное волшебство» принимали участие дети только из моего класса. В этом учебном году к нам добавились ученики 2 и 4 классов)

  1. Повышение уровня индивидуальных достижений детей

( на данном этапе мы учимся с детьми выполнять работы в технике объемного квиллинга, о результатах будем говорить позже,  примем участие в районной выставке декоративно – прикладного творчества «Черепановские звездочки»)

  1. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

 (дети, научившиеся выполнять работы в технике квиллинга, всегда  смогут радовать себя и своих близких подарками, сделанными своими руками. Ведь подарок будет оригинальный, розничный и дешевый, но выполнен с огромной любовью)

 

8.Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска

 

В ходе реализации проекта допустимы риски и неопределенности. Для того чтобы скомпенсировать риски проектной деятельности были предусмотрены системы мер, обеспечивающие безопасность проектных действий. Программы проекта, основанная на постоянной обратной связи, позволяет выяснить конкретные риски  скоординировать систему мер, направленную на минимизацию рисков.

 

Риски

Меры для минимизации рисков

Психологическая неготовность  родителей и учащихся

Диагностика готовности различных категорий участников  к реализации проекта

Дробление коллектива класса,   возникновение конкурентной борьбы, межличностных напряжений.

Развитие кооперативных связей, Формирование пространства общих смыслов проектной деятельности.

Утрата преемственности  при переходе на обучение в среднем и старшем звене

Перепроектирование с учетом данных диагностики с целью сохранения и восстановления связей преемственности.

Рост перегрузки учащихся

Мониторинги дозировки домашнего задания, организации учебного дня. Координация всех школьных расписаний.

 

 

Формы подведения итогов реализации проекта (приложение №5)

• Составление альбома лучших работ

• Проведение выставок работ учащихся:

– в классе,

– в школе,

• Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчества «Черепановские  звездочки»

 

 

9. Дальнейшее развитие проекта

  Мы не останавливаемся на достигнутом. В этом учебном году мы пробуем создавать объемные работы в технике квиллинга. А о результатах будем говорить позже.

 

 

 

 

. Методики для определения уровня обученности школьников проектной деятельности

 

Методика 1

 

Фамилия, имя ________________________________________________________

Школа, класс ____________________________________ Дата________________

 

Ты уже знаешь, что такое творческие проекты. Напиши, что именно тебе нравится делать, когда ты выполняешь свой проект._________________________________________________________________________________

 

А теперь подумай и напиши, что тебе не нравится делать, когда ты выполняешь свой проект. ­_______________________________________________________________________________________

 

Методика 2

 

При выполнении творческих проектов всю работу можно разделить на три этапа: 1) исследовательский; 2) технологический; 3) заключительный.

 

Как ты думаешь, что выполняется на первом, исследовательском, этапе?__________________________________________________________________________________

А что нужно выполнять на втором, технологическом, этапе?__________________________________________________________________________________

А что остается делать на третьем, заключительном, этапе?__________________________________________________________________________________

 

Методика 3

Фамилия, имя ________________________________________________________

Школа, класс ____________________________________ Дата________________

Ты уже выполнял творческие проекты. Попробуй оценить, как ты умеешь это делать. Поставь знак + в том столбике, который соответствует твоей оценке:

Эта-пы

Операции

Оценка выполнения операций

Выполняю хорошо

Скорее хорошо, чем плохо

Выполняю не очень хорошо

Выполняю скорее плохо, чем хорошо

1

1. Выбор темы проекта

2. Построение «звездочки обдумывания»

3. Выработка идей и модели проекта

 

 

 

 

2

1. Выбор материала, инструмента и оборудования

2. Составление технологической карты, чертежа, эскиза

3. Определение затрат времени на выполнение проекта

4. Организация рабочего места

5. Экономическое обоснование проекта

6. Выполнение технологических операций

 

 

 

 

3

1. Устранение недочетов

2. Испытание изделия, контроль его параметров

3. Разработка рекламы изделия, его товарного знака

4. Оформление проекта

5. Защита проекта

 

 

 

 

 

Методика 4

С помощью трех кругов обозначь, что, по-твоему, главное при подготовке творческого проекта.

Подготовка                                       Выполнение                                      Оформление

проекта                                              проекта                                               проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

II место

 

I место

III место

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(приложение №5)

Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчества «Черепановские  звездочки»

  • Мельчина Анастасия
  • Мещерякова Валерия
  • Плотникова Валерия
  • Суборова Юлия
  • Тетенова Елена
  • Тестоедова Елизавета
  • Щербинина Екатерина.

 

Награждены благодарностью МОУ ДОД – дом детского творчества Черепановского района

 

Участница районной выставки декоративно – прикладного творчества Мельчина Анастасия

ученица 2 класса награждена грамотой

за 2 место

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.01.2015 23:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!