СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Большое значение в настоящее время уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, ведущую роль должны играть творческие методы обучения: исследовательская и проектная деятельность, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему. Ведь известно, что запоминается человеком 10 % того, что он читает, 20 % - из того, что слышит, 50 % - из того, что слышит и видит, 90% - из того, что делает сам.
Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и поддержать в руках, Послушать, понюхать и,Может быть, попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!
Организация проектной деятельности младших школьников в создании проекта «Баба - Яга, какая она»?
Уважаемые коллеги! Разрешите поделиться с Вами опытом работы по организации исследовательской деятельности в начальной школе. Целью мастер-класса является представление элементов технологии проектного обучения на примере проекта учащихся 3-го класса под названием «Баба-Яга, какая она?» Исходя из данной цели, ставлю следующие задачи:
Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что методика ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформированы. А начальная школа осталась все-таки немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений, навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Исходя из этого, я определила для себя цель деятельности:
Со 2-го класса я провожу специальные занятия по исследовательской деятельности – 1 ч в неделю, который называется «Я - исследователь». Работа осуществляется по следующим направлениям:
Почти все работы учеников с 1-го по 3-й класс носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3–4-х классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору.
Слово проект в последнее время приходится слышать всё чаще: почти каждый день нам представляют новые проекты на телевидении, в образовании, медицине, организации разных сторон жизни и быта. Этот процесс отдельные исследователи склонны расценивать как проявление общей проектизации знания, культуры и производства, как характерный признак современной культуры.
В словарях приводятся следующие значения слова проект:
1) технические документы – чертежи, расчёты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов;
2) предварительный текст какого-либо документа;
3) план, замысел.
Каждое из этих значений касается определённой стороны проектной деятельности. В дидактическом плане самым важным и существенным является последнее из всех приведённых значений.
Проект (от латинского слова – брошенный вперёд) – это предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия.
Как известно, для каждой возрастной категории характерны свои психические и социальные изменения, так называемые возрастные новообразования, которые и определяют специфический ход развития личности в данный период. В младшем школьном возрасте наиболее заметные новообразования отмечаются в сфере развития мышления. Ядром проектной деятельности является именно стадия мыслительного решения поставленной задачи.
II. Основная часть. Организация проектной деятельности младших школьников в создании проекта «Баба- Яга, какая она?»
В целях развития мышления младших школьников на классном собрании было принято решение о создании проекта «Баба - Яга, какая она?»
Целостный процесс в организации проекта включает в себя три взаимосвязанных этапа:
подготовительный, исполнительный и итоговый. На классном часе по теме: «Как научиться жить дружно?», где мы затрагивали вопросы добра, понимания, взаимопомощи, любви, дружбы, кто – то из ребят спросил, почему на школьных праздниках я играю Бабу- Ягу. Нравится ли вам её играть? Ведь это же отрицательный персонаж, злая, не добрая старуха. Тогда мы и подумали: не выяснить ли нам, какая на самом деле Баба - Яга, злой или добрый персонаж. Так и возникла идея создания проекта “Баба - Яга, какая она?” Во время беседы ребята обсуждали, в каких сказках встречается этот персонаж, говорили о нравственных качествах главных героев этих сказок. Сказки про Бабу - Ягу нам знакомы с раннего детства. Баба - Яга, какая она: страшная, ужасная, кровожадная. Внешность ее пугает. Вот-вот прилетит она в ступе, схватит непослушного мальчонку и унесет в свое логово-избушку на курьих ножках, а там и съест его. А может, Баба - Яга поможет Ивану-царевичу или другому богатырю вернуть похищенную красавицу? Где тут, правда, где вымысел? Почему бы в этом не разобраться? Найдётся ли в русской сказке другой персонаж, о котором бы спорили так много, как о Бабе - Яге? Вот уже много лет учёные и простые читатели, взрослые и дети не могут разгадать её тайны… Кто она на самом деле, откуда взялась в наших сказках? Особое внимание следует обратить на подготовительный этап, на котором происходит формирование проектного замысла. На этом этапе происходит знакомство с различными источниками информации: энциклопедиями, Толковыми словарями, Интернет – ресурсами.
Проанализировав собранный материал, пришли к выводу, что проект должен быть познавательным, в нём должны содержаться творческие работы, рисунки….
Далее разработали рубрики «Это интересно», «Викторины, ребусы, кроссворды», выбрали ответственных за подготовку материала.
Исполнительский этап является продолжением и неотъемлемой частью проектной деятельности. На этом этапе все идеи реализуются практическим путём. Была выбрана программа Microsoft Word, потому что именно она позволяет работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками. Сначала мы разбились на группы, затем распределили роли в проекте. Каждый из ребят, получивший задание, приступил к его выполнению.
1 группа «Исследователи», эти учащиеся занимались сбором информации, литературы, дополнительного материала (образ Бабы - Яги в художественных фильмах-сказках, мультипликационных фильмах, в русских народных сказках).
2 группа «Художники - оформители», их работа состояла в следующем: воплощение творческих задумок: изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, сбор загадок, стихов, песен о Бабе - Яге.
3 группа «Журналисты», эти ребята провели анкетирование среди учащихся 2- ых классов.
Для начала мы обратились к словарям. В словаре Даля читаем: «Баба- Яга - род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи». В словаре Ушакова так: «Баба-яга, костяная нога (в славянских сказаниях), злая безобразная старуха, живущая в избушке на курьих ножках, летает на ступе». Во время работы мы познакомились с новыми терминами. (Приложение № 1)
Затем решили провести опрос среди учащихся своего и параллельного классов, так как стало интересно: что думают другие ученики о Бабе- Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Кто такая Баба-Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?
В опросе участвовали ученики 2 - ых классов (31 человек).
Следующие вопросы касались отношения детей к Бабе - Яге.
1.Как ты считаешь, Баба - Яга - положительный герой или отрицательный?
2.Сказки стали бы интереснее, если бы в них не было этого персонажа?
3.Почему Баба - Яга интересна читателям? (Приложение №2)
Далее самостоятельно ребята анализировали образ Бабы- Яги. Для этого они прочитали 11 русских народных сказок, где говорилось о Бабе - Яге.
Во всех русских народных сказках Баба - Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет.
Результаты нашего исследования по следующим сказкам: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Царь-девица», «Баба - Яга», «Баба - Яга и Заморышек», «Марья Моревна», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Поди, туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Заколдованная королевна», «Заколдованная царевна», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» разместили в таблице. (Приложение №3)
На классных часах ребята читали и анализировали литературные произведения с участием Бабы - Яги, пересказывали сказки, зачитывали фрагменты с её описанием, рассматривали книги, иллюстрации, посмотрели мультфильм «Летучий корабль», фильмы - сказки, в которых присутствует Баба - Яга, и выполнили коллективную работу: «Там на неведомых дорожках…»(Приложение№4),слушали песни о Бабе-Яге из художественного фильма «Новогодние приключения Маши и Вити».
Обратившись к Интернету, мы узнали много интересной информации о Бабе - Яге. В этом нам помогли родители. Обобщив полученные сведения, сделали следующий вывод:
Баба - Яга – образ старухи – ведуньи, дающей пророческие ответы на вопросы о настоящем и будущем.
В русских сказках Баба- Яга выступает в разных образах:
А живет Баба-Яга в избушке на курьих ножках. Почему же избушка на курьих ножках? Есть и этому объяснение. Передвигается Баба-Яга подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом, заметая следы помелом. А вот так видят Бабу-Ягу художники. (Приложение №5)
Группа учащихся «Художники» нарисовали Бабу-Ягу и еще сделали поделки из природного материала. Вот что у нас получилось (Приложение № 6):
-Посмотрите, насколько разной мы видим Бабу- Ягу. Вот такая она, Баба-Яга. У всех и для всех разная. Давайте посмотрим. Узнаете? Это наши сказки. А это Георгий Милляр. Исполнитель роли Бабы -Яги.
В 180 километрах от Ярославля, в живописном месте на берегу реки Ухтомы, расположено небольшое село Кукобой. Здесь открылся музей Сказки, где главный персонаж – всё та же Баба - Яга, но только кукольная. Работает для туристов и «Чайная Бабы - Яги», где угощают знаменитыми пирогами.
Мы решили, что для нас Баба - Яга – совсем не страшная, а очень даже симпатичная. Пусть для нас она будет берегиней, поэтому сделали свою Бабу - Ягу из бумаги, чтобы она приносила удачу в наш класс, оберегала нас. (Приложение № 7)
Работа завершена, команда проводит итоговую оценку изделия. Главная цель данного этапа – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели. Проект готов, осталось только его защитить. Дети с удовольствием рассказывали друг другу о том, как они выполняли своё исследование. Все были довольны результатом,защита проекта состоялась. Ведь целью нашего исследования было разобраться: добрая или злая Баба - Яга на самом деле? Мы для себя решили, что добрая. Теперь она живет в нашем классе, и мы ее совсем не боимся!
Ребята выступили со своим проектом на родительском собрании, школьной конференции, сделали свою газету «На неведомых дорожках» (Приложение №4) создали клип на песню группы «Ариэль» «Заболела, что ли Баба – Яга».
На ученической конференции «Науки юношей питают» с проектом «Баба – Яга, какая она?» учащиеся3 «Б» класса заняли 1-е место.
3. Заключение
Подводя итог, отметим ещё раз, что проектной деятельности младших школьников необходимо придать дидактический смысл. Проектная деятельность по созданию проекта «Баба - Яга, какая она?» нацелена на формирование у школьников творческих способностей, коммуникативных умений, заключающихся в поиске интересной информации, используя различные источники (Интернет - ресурсы, газеты, журналы, телевидение, энциклопедии и т.д.). Самое главное то, что работа над этим проектом формирует у учащихся первоначальные умения поиска, передачи, преобразования информации, навыки персональной работы с компьютером.
Следовательно, при организации проектной деятельности главное внимание следует уделять наиболее существенной части – мыслительному прогнозированию, составлению плана работы над проектом в соответствии с поставленной целью.
В дальнейшем предполагается привлечь к совместной деятельности родителей. Практика показывает, что совместная проектная деятельность помогает избежать отрицательных моментов, создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки: «Я сам напечатал!», «Я смог!», «Я знаю!». Единение детей и взрослых на основе общих интересов делает их равноправными участниками общения, между которыми складываются доверительные отношения. Благодаря педагогическому сопровождению, которое позволяет младшим школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребёнка в позицию активного участника. Такой подход ведёт к сплочению детско-взрослого коллектива.
4. Источники
// Народная мечта. – 2005. - №10.
© 2017, Прилепская Елена Григорьевна 725