СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проектная деятельность младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большое значение в настоящее время уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, ведущую роль должны играть творческие методы обучения: исследовательская и проектная деятельность, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему. Ведь известно, что запоминается человеком 10 % того, что он читает, 20 % - из того, что слышит, 50 % - из того, что слышит и видит, 90% - из того, что делает сам.

Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и поддержать в руках, Послушать, понюхать и,Может быть, попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!

Организация проектной деятельности младших школьников в создании проекта «Баба - Яга, какая она»?

Уважаемые коллеги! Разрешите поделиться с Вами опытом работы по организации исследовательской деятельности в начальной школе. Целью мастер-класса является представление элементов технологии проектного обучения на примере проекта учащихся 3-го класса под названием «Баба-Яга, какая она?» Исходя из данной цели, ставлю следующие задачи:

  1. Познакомить с элементами технологии проектного обучения;
  2. Представить методические приёмы, помогающие реализовать данный проект;
  3. Показать практический материал, являющийся продуктом проекта;
  4. Рассказать о результатах рефлексии

Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что методика ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформированы. А начальная школа осталась все-таки немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений, навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Исходя из этого, я определила для себя цель деятельности:

  • стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Со 2-го класса я провожу специальные занятия по исследовательской деятельности – 1 ч в неделю, который называется «Я - исследователь». Работа осуществляется по следующим направлениям:

  • знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности такими, как исследование, информация, знание и др.;
  • осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов) по различным темам.

Почти все работы учеников с 1-го по 3-й класс носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3–4-х классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору.

Слово проект в последнее время приходится слышать всё чаще: почти каждый день нам представляют новые проекты на телевидении, в образовании, медицине, организации разных сторон жизни и быта. Этот процесс отдельные исследователи склонны расценивать как проявление общей проектизации знания, культуры и производства, как характерный признак современной культуры.

В словарях приводятся следующие значения слова проект:

1) технические документы – чертежи, расчёты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов;

2) предварительный текст какого-либо документа;

3) план, замысел.

Каждое из этих значений касается определённой стороны проектной деятельности. В дидактическом плане самым важным и существенным является последнее из всех приведённых значений.

Проект (от латинского слова – брошенный вперёд) – это предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия.

Как известно, для каждой возрастной категории характерны свои психические и социальные изменения, так называемые возрастные новообразования, которые и определяют специфический ход развития личности в данный период. В младшем школьном возрасте наиболее заметные новообразования отмечаются в сфере развития мышления. Ядром проектной деятельности является именно стадия мыслительного решения поставленной задачи.

II. Основная часть. Организация проектной деятельности младших школьников в создании проекта «Баба- Яга, какая она?»

В целях развития мышления младших школьников на классном собрании было принято решение о создании проекта «Баба - Яга, какая она?»

Целостный процесс в организации проекта включает в себя три взаимосвязанных этапа:

подготовительный, исполнительный и итоговый. На классном часе по теме: «Как научиться жить дружно?», где мы затрагивали вопросы добра, понимания, взаимопомощи, любви, дружбы, кто – то из ребят спросил, почему на школьных праздниках я играю Бабу- Ягу. Нравится ли вам её играть? Ведь это же отрицательный персонаж, злая, не добрая старуха. Тогда мы и подумали: не выяснить ли нам, какая на самом деле Баба - Яга, злой или добрый персонаж. Так и возникла идея создания проекта “Баба - Яга, какая она?” Во время беседы ребята обсуждали, в каких сказках встречается этот персонаж, говорили о нравственных качествах главных героев этих сказок. Сказки про Бабу - Ягу нам знакомы с раннего детства. Баба - Яга, какая она: страшная, ужасная, кровожадная. Внешность ее пугает. Вот-вот прилетит она в ступе, схватит непослушного мальчонку и унесет в свое логово-избушку на курьих ножках, а там и съест его. А может, Баба - Яга поможет Ивану-царевичу или другому богатырю вернуть похищенную красавицу? Где тут, правда, где вымысел? Почему бы в этом не разобраться? Найдётся ли в русской сказке другой персонаж, о котором бы спорили так много, как о Бабе - Яге? Вот уже много лет учёные и простые читатели, взрослые и дети не могут разгадать её тайны… Кто она на самом деле, откуда взялась в наших сказках? Особое внимание следует обратить на подготовительный этап, на котором происходит формирование проектного замысла. На этом этапе происходит знакомство с различными источниками информации: энциклопедиями, Толковыми словарями, Интернет – ресурсами.

Проанализировав собранный материал, пришли к выводу, что проект должен быть познавательным, в нём должны содержаться творческие работы, рисунки….

Далее разработали рубрики «Это интересно», «Викторины, ребусы, кроссворды», выбрали ответственных за подготовку материала.

Исполнительский этап является продолжением и неотъемлемой частью проектной деятельности. На этом этапе все идеи реализуются практическим путём. Была выбрана программа Microsoft Word, потому что именно она позволяет работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками. Сначала мы разбились на группы, затем распределили роли в проекте. Каждый из ребят, получивший задание, приступил к его выполнению.

1 группа «Исследователи», эти учащиеся занимались сбором информации, литературы, дополнительного материала (образ Бабы - Яги в художественных фильмах-сказках, мультипликационных фильмах, в русских народных сказках).

2 группа «Художники - оформители», их работа состояла в следующем: воплощение творческих задумок: изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, сбор загадок, стихов, песен о Бабе - Яге.

3 группа «Журналисты», эти ребята провели анкетирование среди учащихся 2- ых классов.

Для начала мы обратились к словарям. В словаре Даля читаем: «Баба- Яга - род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи». В словаре Ушакова так: «Баба-яга, костяная нога (в славянских сказаниях), злая безобразная старуха, живущая в избушке на курьих ножках, летает на ступе». Во время работы мы познакомились с новыми терминами. (Приложение № 1)

Затем решили провести опрос среди учащихся своего и параллельного классов, так как стало интересно: что думают другие ученики о Бабе- Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Кто такая Баба-Яга?

2. Какой вы себе ее представляете?

3. Где она живет?

4. Чем занимается?

5. Как выглядит костяная нога?

В опросе участвовали ученики 2 - ых классов (31 человек).

Следующие вопросы касались отношения детей к Бабе - Яге.

1.Как ты считаешь, Баба - Яга - положительный герой или отрицательный?

2.Сказки стали бы интереснее, если бы в них не было этого персонажа?

3.Почему Баба - Яга интересна читателям? (Приложение №2)

Далее самостоятельно ребята анализировали образ Бабы- Яги. Для этого они прочитали 11 русских народных сказок, где говорилось о Бабе - Яге.

Во всех русских народных сказках Баба - Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет.

Результаты нашего исследования по следующим сказкам: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Царь-девица», «Баба - Яга», «Баба - Яга и Заморышек», «Марья Моревна», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Поди, туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Заколдованная королевна», «Заколдованная царевна», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» разместили в таблице. (Приложение №3)

На классных часах ребята читали и анализировали литературные произведения с участием Бабы - Яги, пересказывали сказки, зачитывали фрагменты с её описанием, рассматривали книги, иллюстрации, посмотрели мультфильм «Летучий корабль», фильмы - сказки, в которых присутствует Баба - Яга, и выполнили коллективную работу: «Там на неведомых дорожках…»(Приложение№4),слушали песни о Бабе-Яге из художественного фильма «Новогодние приключения Маши и Вити».

Обратившись к Интернету, мы узнали много интересной информации о Бабе - Яге. В этом нам помогли родители. Обобщив полученные сведения, сделали следующий вывод:

Баба - Яга – образ старухи – ведуньи, дающей пророческие ответы на вопросы о настоящем и будущем.

В русских сказках Баба- Яга выступает в разных образах:

  • Баба- Яга – воительница
  • Баба- Яга - похитительница
  • Баба- Яга – повелительница.
  • Баба- Яга - прародительница

А живет Баба-Яга в избушке на курьих ножках. Почему же избушка на курьих ножках? Есть и этому объяснение. Передвигается Баба-Яга подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом, заметая следы помелом. А вот так видят Бабу-Ягу художники. (Приложение №5)

Группа учащихся «Художники» нарисовали Бабу-Ягу и еще сделали поделки из природного материала. Вот что у нас получилось (Приложение № 6):

-Посмотрите, насколько разной мы видим Бабу- Ягу. Вот такая она, Баба-Яга. У всех и для всех разная. Давайте посмотрим. Узнаете? Это наши сказки. А это Георгий Милляр. Исполнитель роли Бабы -Яги.

В 180 километрах от Ярославля, в живописном месте на берегу реки Ухтомы, расположено небольшое село Кукобой. Здесь открылся музей Сказки, где главный персонаж – всё та же Баба - Яга, но только кукольная. Работает для туристов и «Чайная Бабы - Яги», где угощают знаменитыми пирогами.

Мы решили, что для нас Баба - Яга – совсем не страшная, а очень даже симпатичная. Пусть для нас она будет берегиней, поэтому сделали свою Бабу - Ягу из бумаги, чтобы она приносила удачу в наш класс, оберегала нас. (Приложение № 7)

Работа завершена, команда проводит итоговую оценку изделия. Главная цель данного этапа – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели. Проект готов, осталось только его защитить. Дети с удовольствием рассказывали друг другу о том, как они выполняли своё исследование. Все были довольны результатом,защита проекта состоялась. Ведь целью нашего исследования было разобраться: добрая или злая Баба - Яга на самом деле? Мы для себя решили, что добрая. Теперь она живет в нашем классе, и мы ее совсем не боимся!

Ребята выступили со своим проектом на родительском собрании, школьной конференции, сделали свою газету «На неведомых дорожках» (Приложение №4) создали клип на песню группы «Ариэль» «Заболела, что ли Баба – Яга».

На ученической конференции «Науки юношей питают» с проектом «Баба – Яга, какая она?» учащиеся3 «Б» класса заняли 1-е место.

3. Заключение

Подводя итог, отметим ещё раз, что проектной деятельности младших школьников необходимо придать дидактический смысл. Проектная деятельность по созданию проекта «Баба - Яга, какая она?» нацелена на формирование у школьников творческих способностей, коммуникативных умений, заключающихся в поиске интересной информации, используя различные источники (Интернет - ресурсы, газеты, журналы, телевидение, энциклопедии и т.д.). Самое главное то, что работа над этим проектом формирует у учащихся первоначальные умения поиска, передачи, преобразования информации, навыки персональной работы с компьютером.

Следовательно, при организации проектной деятельности главное внимание следует уделять наиболее существенной части – мыслительному прогнозированию, составлению плана работы над проектом в соответствии с поставленной целью.

В дальнейшем предполагается привлечь к совместной деятельности родителей. Практика показывает, что совместная проектная деятельность помогает избежать отрицательных моментов, создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки: «Я сам напечатал!», «Я смог!», «Я знаю!». Единение детей и взрослых на основе общих интересов делает их равноправными участниками общения, между которыми складываются доверительные отношения. Благодаря педагогическому сопровождению, которое позволяет младшим школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребёнка в позицию активного участника. Такой подход ведёт к сплочению детско-взрослого коллектива.

4. Источники

  1. Смолкина Е.В. Учебная деятельность учащихся. Начальная школа 2007 №2.с.17.
  2. Правила юного мыслителя. Управление школой.2007.№4 с.34
  3. Иванова Н.В., Кузнецова М.П. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. – 1999. - №6.
  4. Криволап Н.С. Исследовательская работа школьников. Мн., 2005.
  5. 7.Марголин Л., Фальк Б. Как побудить детей задавать вопросы.

// Народная мечта. – 2005. - №10.

  1. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006.
  2. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. // Директор школы. - 2003. - № 8.
  3. Свадковский И.Ф. Исследовательская работа школьников.
  4. Семёнова Н.А. Методы и формы обучения: Учитель – ученик.
  5. Исследовательская деятельность учащихся. //Начальная школа.- 2006.
30.05.2017 11:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!