СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель: определение круга проблем и оптимальных способов организации исследовательской деятельности учащихся на 1 ступени обучения
Задачи:
1)стимулировать профессиональную мотивацию педагогов к развитию у младших школьников творческих способностей и формированию у них интереса к исследовательской деятельности;
2) оказать информационную и методическую поддержку педагогам.
Форма проведения: проблемный семинар
Ход заседания
Ход заседания
1. Мотивационный этап.
Ведущий. Уважаемые коллеги, предлагаю начать нашу встречу с деловой игры. Возьмите, пожалуйста, планшеты и нарисуйте цветок.
После выполнения задания ведущий просматривает рисунки и каждому участнику деловой игры высказывает критические замечания.
— Ваш цветок слишком тусклый. Мне нужен яркий цветок, чтобы
долго радовал глаз.
— Ваш цветок слишком маленький. Рисунок должен быть заметным,
чтобы каждый мог оценить его красоту.
— Вы расположили цветок не посередине. Рисунок должен занимать центральную часть листа.
— Нарисуйте мне, в конце концов, такой цветок, какой я себе представляю. А вы все время рисуете свой. Он может быть красивым, но для вас, а мне нужен мой цветок.
Ведущий. Какие эмоции возникли у вас после моих замечаний? Мои требования вызвали у вас справедливое возмущение. Не так ли и мы порой в процессе обучения навязываем учащимся свой путь познания, свой способ выполнения задания, ограничиваем их рамками и не даем полностью раскрыть себя, заставляем угадывать, чего хочет учитель, какого ответа он ждет на свой вопрос?
Целью образовательного процесса является не только усвоение программы, но и обогащение интеллекта учащихся. Важно дать им возможность мыслить свободно, широко, творчески.
Тема нашей встречи “Проектно-исследовательская деятельность на І ступени образования”. Ни для кого не секрет, что современный человек не хочет оставаться пользователем готовых вещей, а стремится быть исследователем мира и творцом своей жизни. Выскажите свое мнение о проектно-исследовательской деятельности в начальной школе по методу “Это хорошо, потому что…”.
(Исследование — это хорошо, потому что активизирует познавательную активность; активизировать познавательную активность — это хорошо, потому что появляется интерес; интерес — это хорошо, потому что ученик стремится к новым знаниям…)
Ведущий. Ваши высказывания еще раз доказывают, что проектно-исследовательская деятельность важна для учащихся начальной школы.
Научно-методический блок.
Ведущий. Обсуждая понятие “проектно-исследовательская деятельность”, пусть каждый из вас выдвигает как можно больше идей. Сущность и содержание проектной деятельности, выступление учителя начальных классов Ульяновой Е.И.
Результат групповой работы — кластер (рис. 1).
Ведущий. Результат вашей работы показал и структурные части проектно-исследовательской деятельности, и виды проектов, и на каких этапах учебной деятельности их можно проводить.
Ведущий. Любая проектно - исследовательская деятельность — это совместная учебно-познавательная деятельность учащихся и учителя, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. Чтобы результат был действительно достойным, у ребенка должны быть специальные знания, умения и навыки исследовательской деятельности. Успешному освоению этапов учебного исследования учащимися способствует овладение определенными умениями исследовательского характера.
Учебно-методический блок.
Формирование и развитие у младших школьников умений проектной и исследовательской деятельности, выступление учителя начальных классов Гринько О.М.
Развитие исследовательских способностей учащихся на уроках и факультативных занятиях, выступление учителя начальных классов Разжаловец Г.И.
Организация игр-исследований с младшими школьников, выступление учителя начальных Колесникович Л.М.
Ведущий. Графические схемы также помогают структурировать материал. Используя прием “Дом с колоннами”, младшие школьники учатся выделять главную мысль. Главная идея обозначается большим треугольником; колонны — это факты, ее подтверждающие; выводы и умозаключения являются фундаментом здания и на схеме обозначены прямоугольником (рис. 4).
5. Метод “Шесть шляп мышления”.
Ведущий. Для того чтобы научиться решать творческие задачи, не надо пытаться сделать все сразу, а можно выполнять по одному мыслительному действию за один раз. В этом поможет метод “Шести шляп”, каждая из которых символизирует определенный тип мышления. Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. Нас интересуют только факты.
Красная шляпа выражает эмоции и чувства.
Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям и осторожности.
Желтая шляпа — это логический позитив, преимущества, выгода.
Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, ищем альтернативу, исследуем возможности.
Синяя шляпа подводит итог нашим размышлениям. Она осуществляет контроль над мыслительным процессом.
Я предлагаю вам, уважаемые коллеги, используя этот метод, высказаться по теме нашего заседания. Примерьте шляпы и поделитесь мыслями о проектно-исследовательской деятельности.
Практический блок.
Составление коллективной карты идей «Темы исследовательских работ с учащимися на 1 ступени обучения».
Дайджест исследовательских работ учащихся начальных классов школы.
Веб-сервисы (Prezi.com, Smilebox) для создания презентации исследовательской работы.
6. Рефлексия.
Ведущий. Исследователь — какое емкое слово! Подумайте, какие качества и умения должны проявить настоящие исследователи. Запишите их на табличках и разместите в таблицу по методу “Алфавит”.
Инициатива, смекалка, логика, творчество… Именно эти качества мы развиваем у младших школьников, приобщая их к проектно-исследовательской деятельности. А что может быть приятнее и интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребенка, иногда направлять его по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти, дать насладиться радостью своего открытия.
Ссылки на использованные источники:
© 2015, Бордиловская Галина Александровна 1166