СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Посвящается моему первому учителю и классному руководителю – Андреевой Татьяне Прокопьевне и всем моим воспитанникам: бывшим, настоящим и будущим.
Иногда самые, казалось бы, обычные ситуации в работе педагогов становятся серьезным камнем преткновения и заводят учителя в тупик. Размышляя над подобными вопросами, Ш.А. Амонашвили, например, заметил: «Не странно ли, что у нас школьник – вечная жертва преподаваемых ему наук?» Конечно, странно! Вступая в диалог с автором гуманной педагогики, хочется не только познать, но и уважить его «молитвенное поклонение перед духом и делом учителя», а также его «веру в космическое происхождение каждого ребенка». Идея школы Шалвы Амонашвили заключена в надежных истинах: «Любая наука должна быть проводом, через который учитель проводит свет».
Действительно, ещё древнегреческий философ Сократ заметил эту Божественную сущность: «В каждом человеке – Солнце, только дайте ему светить». Не могу не согласиться с идеями любимого мною современного педагога и великого мыслителя из далекого прошлого. Совершенно ясно, что под словом «человек» следует в этом случае понимать - «маленький человек». Можно перефразировать данное изречение, добавив в него имя того, кто по призванию своему тоже является источником света, или, как выразился Ш.А. Амонашвили, «проводником» оного.
«Учитель – это мудрец, только дайте ему время разглядеть, понять и зажечь добрым словом тысячи маленьких Солнц», - таковы простые истины человека, который живет в небольшом селе, в лесном переулке под кронами старых берёз, и служит своему призванию. Что бы ни происходило в жизни педагога, все свои переживания, сомнения и радости он несёт домой. Откровения, которые происходят в родных стенах, помогают укрепить его мысли, наполнить жизнь смыслом.
Когда в промозглый зимний день, учитель, уставший от «свечения», смотрит из своего окна на завораживающую графику ветвей, то на ум приходят строки А.А. Фета: «Учись у них — у дуба, у берёзы…, они стоят, молчат; молчи и ты!» Весной те же самые «молчуньи» радуют глаз нежной зеленью и создают обратный настрой. А осенью успокаивающе шелестят золотыми монетками. После первой дождливой и ветреной ночи столько хлопот от этого шуршащего счастья! За ночь всё крыльцо и двор покрываются ярко-желтым ковром. И только выметешь – листья снова затеют игру. Они и в дом норовят, прилипая к подошвам, и в школу за тобой плетутся. Так окружающая нас действительность становится частью общей философии.
В компании белоствольных красавиц нашего двора есть самая старая, искривлённая. Как притулилась в молодости, так и стоит, скрючившись, превратившись в старушку. Однако характер свой не меняет: позже всех распускается, и живительный сок дает позже других, но какой он - самый сладкий! Летом сия особа, скромно прильнув к дому, создает тень, укрывает его от жары зеленой кроной.
А чего стоят её забавы с серёжками, которые сначала отцветут, высохнут, а потом забьются по щелям и проёмам между окон! Где только не обнаружишь их: и в кладовке под корзинами, и в бочонке с груздями, и в траве сушеной – как маленький «привет» из лета. Поворчишь, поворчишь на Зелёную Гриву, как мать на дитя, любуясь втайне его капризами, да и забудешь о сезонных хлопотах, доставляемых берёзою. То же бывает и с листьями. Уже выметут весь двор к октябрю, и капусту вырубят, дожидаясь первого снега на Покров, а березка ещё листву не сбросила. Единственная такая. Стоит. Идёшь в сентябре из школы – издалека видать: макушку Зелёной Гривы ни с чьей не спутаешь!
Вот и в учительском призвании так: ко всем подход нужно найти и много разных советов выслушать. Бывает, вспыхнет среди пытливых ребячьих глаз искра Божья, кажется, будто Херувимы над ребёнком поют – весь изнутри светится. Или, наоборот, найдется тихий, скромный, необщительный, а стоит что-то ласковое сказать – одуванчиком расцветёт, как к солнышку, к знаниям быстро-быстро потянется.
А все почему? Доброе слово – мостик к душе! Смотришь: выглянули лучики из-под «рыжей копны волос», или вот проснулись «в колючем ёжике». Глядишь - забрезжил маячок и в дерзкой девчонке с розовой чёлкой, которая ещё вчера в своем сочинении «Когда в душе осень…» писала о том, что никому не нужна.
Труднее всего пробудить светлячков в сердце тинэйджера в чёрном, замкнутого, разучившегося общаться с внешним миром. Ради него одного мы не станем завтра изучать Д.И. Фонвизина, а включим музыку и будем рассматривать картины современных художников, читать стихи, вслушиваться в состояние своей души.
Сколько трепетных слов и настоящих чувств рождается на таких уроках! Среди небольших ученических шедевров легко находится тот самый, исписанный мелким почерком листочек, где неуверенной рукой подростка написано: «Все мы немного рыбы, или о чем мне хочется давно рассказать…»
© 2023, Лашук Людмила Анатольевна 110