СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……. 2 1. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ……………………………………………...3 1.1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем и дошкольном детстве…………………………………………………………………………….3
1.2. Ведущая деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста.9
1.3. Особенности развития психических функций в раннем и дошкольном детстве…………………………………………………………….12
1.4. Особенности развития личности ребенка в раннем и дошкольном детстве……………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..28
ВВЕДЕНИЕ
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Раннее детство как возрастной период является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предмет деятельностью. Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и учителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека. Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно ему еще не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия складывается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Цель данной работы - охарактеризовать психическое развитие ребенка в раннем и дошкольном детстве. В работе ставятся и решаются следующие задачи: - выявить социальную ситуацию развития в раннем и дошкольном детстве; - рассмотреть становление ведущей деятельности в раннем и дошкольном детстве; - проследить особенности развития психических функций в раннем и дошкольном детстве; - дать характеристику особенностей личностного развития в раннем и дошкольном детстве.
1. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
1.1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем и дошкольном детстве
В периоде раннего детства осуществляется переход от естественного к социальному типу развития. Еще в конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, ребенок становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого - ситуация «Мы», как назвал ее Л. С. Выготский. А в раннем детстве наступает уже следующий этап - психологическое отделение от матери - наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.[2, с. 56] В конце первого года ребенок становится на ноги. Постепенно ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых и складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Расширяется круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность. Основная потребность ребенка раннего возраста - познание окружающего мира через действия с предметами. Происходит расчленение предметной и социальной среды. Складывающуюся социальную ситуацию развития, характерную для раннего возраста, И. В. Шаповаленко обозначает формулой: «ребенок - предмет - взрослый» [13, с. 92]. Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения – ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и представляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет. Общение со сверстниками - это особая сфера социальной жизни ребенка, имеющая и сходство с его общением со взрослыми, и свои отличия. Оно складывается позже, чем общение со взрослыми, и во многом определяется тем, как ребенок взаимодействует со старшими партнерами, ведь законы общения едины для всех людей независимо от их возраста. Потребность в общении со сверстниками появляется у ребенка с полутора лет. И. Г. Малкина-Пых пишет, что взаимодействие детей этого возраста уже является общением, на основе того, что они проявляют к сверстнику внимание и интерес; эмоциональное отношение; стремление привлечь внимание; чувствительность к его поступкам.[7, с. 34] Общение детей раннего возраста друг с другом происходит с помощью различных действий, анализ которых позволил М. И. Лисиной выделить четыре основные категории: - отношение к сверстнику как к «интересному объекту»; - действия со сверстником как с игрушкой; - наблюдение за детьми и подражание им; - эмоционально окрашенные действия, характерные только для взаимодействия детей друг с другом.[6, с. 87] В 1-1,5 года для детей в большей степени характерно отношение к сверстнику как к объекту действий. После полутора лет поведение ребенка становится не таким бесцеремонным. Ближе к трем годам все чаще можно наблюдать субъектный подход во взаимоотношениях с ровесником: дети все чаще обнаруживают поведение, характерное для 3-й и 4-й категорий. Новый этап развития общения ребёнка со сверстниками начинается с момента его поступления в дошкольное учреждение. Здесь он становится членом своеобразного «детского общества», внутри которого царят особые законы межличностного взаимодействия: здесь возникают новые условия развития личности ребёнка, связанные с появлением у него новых социальных ролей. В семье ребёнок - сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, в дошкольном же учреждении он впервые сталкивается с правами и обязанностями, которые вытекают из новых ролей - равноправного товарища по группе, вынужденного, как и все (это бывает особенно трудно для ребёнка, избалованного поклонением домашних), выполнять общие для всех правила распорядка, считаться с интересами других детей, выполнять распоряжения чужого человека - воспитателя. Всё это и порождает проблему адаптации, постепенного приспособления ребёнка к новой жизни, в процессе которого перестраивается не только режим дня, но и вся система ценностей маленького человека. Как сложатся его взаимоотношения со сверстниками, какое место займёт он в детском обществе, имеет особенно важное значение для психического развития ребёнка. В группе одни дети всегда окружены другими детьми, которые охотно принимают их в игру, делятся с ними игрушками, посвящают в свои тайны; другие же не пользуются таким расположением сверстников, а порой вообще оказываются в своеобразной психологической изоляции. Ясно, что положение ребёнка в группе не может пройти бесследно для развития его характера. При этом опасной могут оказаться обе крайности. Так, у ребёнка, который находится «на виду», всегда командует, захватывает в игре главные роли, могут возникнуть такие черты, как тщеславие, зазнайство, пренебрежительное отношение к людям, стремление всегда занимать привилегированное положение. Состояние же своеобразной психологической изоляции приводит, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, либо к необщительности, робости, излишней застенчивости, либо к грубости, упрямству или даже агрессивности. Взаимоотношения в детском коллективе складываются в отсутствие родителей, но это не значит, что они ничем не могут помочь своему малышу. Прежде всего они должны знать реальное положение своего ребёнка среди других детей: с кем он дружит, как происходит его общение со сверстниками - командует он ими или только подчиняется, какие роли достаются ему в играх, не обижает ли он других и не терпит ли обиды и т. д. Обо всём этом стоит систематически беседовать с воспитателями. Родители влияют на взаимоотношения своих детей со сверстниками по крайней мере двумя путями. Во-первых, в семье у ребёнка формируются те качества и особенности поведения, которые играют существенную роль для завоевания признания в группе. Положение ребёнка в коллективе в определённой степени зависит даже от его внешнего вида: опрятности, уровня владения санитарно-гигиеническими навыками (когда спрашиваешь у детей, почему они выбирают для игры Сашу или Таню, часто с
© 2016, Жукова Наталья Григорьевна 1216