СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Как известно, каждый человек-личность и каждый индивидуален. Тем не менее на основании своих наблюдений, я пришла к выводу, что на уроке ученик принимает позицию “Я школяр”,”Я ученик”,”Я учащийся” в зависимости от того, на каком уровне развития он находится и какую ситуацию создаст для него учитель. Присутствуя на уроках нескольких дисциплин, мной было установлено, что позиция ребенка колеблется между “Я школяр” и“Я ученик”. Он еще не полностью осознал, что перешел на уровень выше от начальной школы и при решении какой-либо проблемы пытается “выезжать” на своих прежних знаниях, действовать путем проб и ошибок, использовать ранее оправдавшие себя способы действия. Но учитель постепенно выводит учеников на более высокую позицию “Я ученик”, создает такие условия ( не объясняя новый материал, дает ученикам возможность разобраться самим), когда ученик при изучении материала готов остановиться на полпути, зафиксировать свое незнание и следовательно готов обратиться за помощью у учителю. Ученики привыкают к таким изменениям, при возникновении трудностей сами чувствуют необходимость в пополнении своих знаний: не оставляют вопрос не выясненным, разбираются в нем сами или с помощью учителя.
Что касается внеурочной деятельности, ученик с помощью учителя готовится к новой для него роли “Я учащийся”. Это самый высокий уровень развития самосознания, когда подросток знает, чего он не знает, но может познать, отделяет знание от незнания, умеет учить себя сам. Такой переход от “Я ученик” к ”Я учащийся ” осуществляется благодаря работе педагога с позиции “учителя”, который обучает самому учению, построению правильных способов действий. Можно сказать, что я почти не наблюдала деятельность педагогов с позиции “умельца”, который учит собственным примером, дает образцы поведения. Чаще всего учитель выстраивает обсуждение вопроса таким образом, чтобы каждый учащийся проанализировал его. Учитель читает или пересказывает ученикам статью, историю на актуальные темы (“дружба”,”патриотизм” и т.д.), намеренно выбирая такие случаи, когда поступки героев неоднозначны, чтобы у каждого сложилось свое мнение по данной проблеме, и каждый смог его высказать. Именно таким образом и возникали дискуссии среди учеников. У учителя появляется возможность выслушать каждого, увидеть общее настроение класса, оценить межличностные отношения одноклассников и в итоге постараться привести всех к консенсусу.
Итак, на основании результатов целенаправленного наблюдения, можно сделать вывод, что педагоги нацелены на создание в школе условий для развития самосознания учащихся. Об этом свидетельствует методика обучения учителей, которая направлена на формирование самосознания ученика. Следующим доказательством служат деловые беседы, классные часы, где с учениками регулярно проводятся различные мероприятия, обсуждение актуальных на сегодняшний день тем или проблем внутри класса. И все-таки, я считаю, педагогам стоит чаще обращаться к вопросам психологии, чтобы суметь создать благоприятные условия для развития подростков и формирования личности.
© 2015, Круглова Наталья Николаевна 320