СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический комфорт на уроке. Важно ли это? Какие условия помогут его создать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

Что такое комфорт? Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “комфорт?”

Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort “поддержка, укрепление” (Этимологический словарь Н.М. Шанский).

Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов).

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

В нашей школе было проведено анкетирование учащихся. Ученики отмечают, что комфортно им на тех предметах, где «учитель четко и внятно объясняет материал», где у них «все получается». Дискомфорт (тревожность) дети испытывают на тех предметах, где не уверены в своих знаниях, и в том случае, если учителя повышают голос.

На вопрос: «Бывают ли у вас конфликты с учителями? Почему? Влияет ли личность учителя на ваше отношение к учебе?» 46% респондентов ответили, что не конфликтуют с учителями, 30% считают, что конфликты никак на учебе не отражаются, а 24 % отметили, что из-за конфликта с учителем утратили интерес к изучению предмета. В то же время 74 % опрошенных считает, что личность учителя влияет на их отношение к учебе?

На вопрос: «Совет кого из учителей для вас очень значим?» учащиеся большей частью называли своих классных руководителей, своих первых учителей. Но наряду с этим чаще всего звучало имя А.П.Богдан, потому что «она может поддержать, посоветовать, и с ней можно как с другом побеседовать».

На последний вопрос «Уроки по каким предметам и каких учителей вам хотелось бы прогулять и почему?» мне хочется привести не статастику, а слова одной пятиклассницы: «Я не хочу прогуливать уроки. Я пришла не прогулы зарабатывать, а хорошие оценки».

Каковы же правила психологического комфорта на уроке?

1. Принципы создания атмосферы психологического комфорта в классе (психолог-гуманист Карл Роджерс):

1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие;

2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности;

3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;

4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;

5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика;

6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;

7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия;

8 Он должен открыто выражать группе свои чувства;

9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;

10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

2. Технология, приемы создания психологического комфорта на уроке (Д. Карнеги):

1) УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени;

3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других;

4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни;

5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.

6) Искренне интересуйтесь людьми.

7) Будьте хорошим слушателем, говорите о том, что интересует собеседника, внушайте ему осознание его значимости.

Золотые правила психологического комфорта на уроке

Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).

Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

Мне хотелось бы закончить притчей. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно

Категория: Всем учителям
22.03.2015 18:15


Рекомендуем курсы ПК и ПП