© 2024, Шемчук Алёна Алексеевна 116
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
При организации работы с подростками, склонными к девиациям поведения, необходимо исходить из положений о том, что эффективность любого воздействия – социального, психологического, педагогического – в существенной мере зависит от знания, понимания и точного определения особенностей личности ребенка. В данной статье мы рассмотрим особенности подросткового возраста, ибо как писал Джон Локк «…тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и склонности…»
Для глубокого понимания причин и сущности подростковой девиантности необходимо рассмотреть и общую специфику подросткового периода.
Возраст между детством и юностью в старину называли – «отрочество». Это возраст значительных изменений в организме, психике ребенка, играющий исключительно важную роль в формировании личности человека. Ж.Ж. Руссо называл подростковый возраст «вторым рождением», подчеркивая значимость этого возрастного периода для становления личности. П.Ф. Каптерев отмечал: « Каждый возраст имеет свои характерные черты, физические и психические». Феномен подросткового возраста многие ученые связывают с революцией личности, биологической и психологической.
Современная педагогика рассматривает личность подростка как относительно устойчивую осознанную систему представлений индивида о себе, на основе, которой строятся его взаимоотношения с окружающим миром. Взаимодействие личности с окружающей средой и деятельность согласно исследованиям А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А Смирнова, Б.М. Теплова оказывают решающее влияние на формирование психики и соответственно поведенческих ориентиров в онтогенезе. В среднем школьном и подростковом периоде часто наблюдается проявление различного рода отклонений в поведении ребенка, что обусловлено трудностями развития.
В.А. Сухомлинский, изучая подростков - правонарушителей, писал: «Подросток в отличие от ребенка начинает обобщать как добро, так и зло; в отдельных фактах он видит правило, закономерность, и от того, какие мысли, настроения порождает в его душе увиденное, зависят его убеждения, взгляды на мир, мысли о людях. Видение мира у подростка – единственное в своем роде, уникальное, неповторимое состояние человека, которое мы, взрослые, часто совсем не понимаем…».
«Понимание своей уникальности, неповторимости, мысли, что никто не может его понять полностью, являются причиной типичных особенностей подростков: повышенной тревожности и обостренного чувства одиночества» так поэтично характеризует состояние Л.М. Зюбин.
Остроту восприятия чувства одиночества подростком отмечал и И.С. Кон. По мнению А.Г. Асмолова, отрочество представляет собой возраст двух противоположных устремлений. С одной стороны, это стремление слиться с группой, обществом, миром, почувствовать себя их частицей; с другой стороны – боязнь потерять себя, свое «Я», свою только начавшую проявляться индивидуальность.
Подростки находятся в стадии переходного возраста - периода повышенной эмоциональности, проявляющейся через легкую возбудимость, страстность, частую смену настроений, психоэмоциональную неустойчивость. В этом возрасте фиксируется большее число антисоциальных поступков и немотивированной жестокости.
Эмоциональные реакции и поведение подростков, согласно представлениям И.С.Кона, зависят от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуально – типологические различия сплошь и рядом превалируют над возрастными. Подростковый комплекс выражается перепадами настроения без достаточных на то причин. Чувствительность к оценкам посторонних личных качеств сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционностью, сентиментальность уживается с черствостью, застенчивость с развязностью, чувственное фантазирование с сухим мудрствованием.
Согласно точки зрения Личко А.Е., суть подросткового комплекса составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействие окружающей среды – реакция эмансипации, группирования со сверстниками, реакциями увлечения (хобби – реакция), реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Реакция эмансипации проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших, это связано с борьбой за самостоятельность и самоутверждение формирующейся личности. Специфической особенностью подросткового возраста является реакция группирования со сверстниками, которая у несовершеннолетних принимает почти инстинктивные формы.
© 2024, Шемчук Алёна Алексеевна 116