|
II. Сущностные характеристики опыта
|
|
Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
|
Возможности художественно-эстетического развития учащихся через внеурочную деятельность. «Веселый скрап»
Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия.
Виссарион Григорьевич Белинский
|
1.
|
Актуальность и перспективность опыта
|
В современном мире художественно – эстетические способности ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но, к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать художественно – эстетическое развитие нельзя, оно может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».
Художественно – эстетическое развитие важно не только в детстве, но и во взрослой жизни. Но чтобы оно было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное количество примеров успешных людей творческих профессий: актеры, писатели, художников, модельеров и другие. Они реализовали себя через творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и уважение окружающих. Безусловно, чтобы художественно – эстетические способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, анализировать, быть коммуникативными, быть востребованным и успешным. Быть социально зрелой, инициативной, творческой личностью с развитым логическим мышлением, научным мировоззрением и опытом поисковой исследовательской деятельности.
|
2.
|
Концептуальность
|
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность обучающихся рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей школьного возраста. Стратегия воспитания обучающихся в условиях внедрения ФГОС предполагает достижение результатов личностного развития школьников и на уроке и во внеурочной деятельности – прежде всего, через реализацию программы духовно-нравственного развития и воспитания здоровья как одного из механизмов интеграции общего и дополнительного образования. Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении современных подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса я пришла к решению строить внеурочную работу с обучающимися в художественно – эстетическом направлении. Моя работа построена на основе того, что в настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. В основу занятий вошла работа в технике скрапбукинг. Главная идея скрапбукинга - сохранение вещественной памяти о событиях, случившихся в жизни надолго. Скрапбукинг поможет уберечь уже прожитые моменты, сохранить их и заставить их повторяться столько раз, сколько тебе захочется. И наконец, скрапбукинг может объединить близких людей - как, однажды, события объединили их.
Я решила познакомить своих учеников с этой техникой. Но где и когда это сделать, ведь уроки технологии расписаны программой. И тогда на помощь пришла внеурочная деятельность в начальной школе, где один час я решила использовать на творческое развитие моих учеников. Для этого мною была составлена программа.
Цель программы - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами работы с бумагой (техники оригами, квиллинг, торцевание, скрапбукинг).
В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:
- принцип проблемности;
- принцип интереса;
- принцип взаимообучения;
- принцип самообучения;
- принцип индивидуализации в условиях коллективной работы;
- принцип коррекции и самокоррекции;
- принцип мотивации;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип доступности;
- принцип сознательности;
- принцип прочности усвоения знаний.
На современном этапе перед учителем стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными: технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие, игровые, тестовые, проектные, проблемного обучения и, конечно, информационно – коммуникационные. Все перечисленные образовательные технологии помогают достигать лучшего результата в обучении учащихся.На основании опыта, могу утверждать, что занятия скрапбукингом отразились на развитие мелкой моторики, что в свою очередь влияет на развитие устной и письменной речи ребенка.
|
3.
|
Наличие теоретической базы
|
Опыт основан на изучении исследований по данной проблеме:
1. Журнал "Скрап-Инфо". Издательство: Интернет портал "Скрап-Инфо". Кол-во страниц: 78 страниц.
2.Ж/рнал - "СКРАПБУКИНГ. Творческий стиль жизни" + приложение. Количество страниц: 64 стр. Выходит с периодичностью 1 раз в 2 месяца. Издательство: Хобби и Ты.
3.История орнамента: Учебное пособие для студ. высших педагогических учебных заведений. Автор: Буткевич Л. Количество страниц: 275 стр. Издательство: ВЛАДОС,2010г.
4.Книга идей по скрапбукингу "Создание семейных альбомов и др." П.Кол-во страниц: 36 стр.
5.Цветы из бумажных лент. Практическое руководство. Автор: Хелен Уолтер. Кол-во страниц: 32 Стр. Издательство: Ниола - Пресс, 2008 г
6.Сидорова, В. В. Современные образовательные технологии и их роль в обучении.
|
4.
|
Ведущая педагогическая идея
|
Развитие познавательной активности учащихся, формирование человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Повышение качества художественно-эстетической подготовки.
Основная задача, которую я ставлю перед каждым учеником, – не просто пройти программу, а научиться понимать то, что делаешь сам, и что делают другие, научиться мыслить, научиться овладевать практическими знаниями. Это, прежде всего глубокое понимание сути изготавливаемого продукта, приобщение к поиску, постановка задач и их решение путем индивидуального и коллективного исследования.
|
5.
|
Оптимальность и эффективность средств
|
Эффективными средствами развития художественно – эстетических способностей учащихся на занятиях являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, работа в группах, проблемное обучение.В результате использования вышеописанных подходов в предлагаемом курсе удается:
-дать представление о скрапбукинге как о виде хобби, ручном творчестве, заключающемся в изготовлении и оформлении различных изделий: закладок, открыток, коллажей, фотоколлажей и пр.
- научаться различать изделия разных промыслов
-учащиеся приобретут практические умения по работе с различными материалами.
-у учеников появится интерес к истории и культуре нашего народа.
- у ребят разовьется художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления, свое эмоциональное отношение через свое творчество.
-ребята приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть мастерством.
|
6.
|
Результативность опыта
|
Применяя развивающие технологии, мне удалось:
-индивидуализировать учебный процесс, за счет отрабатывания элементарных навыков и умений;
- создать условия для развития самостоятельности учащихся при изготовлении работ;
- повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, наглядность, оформление праздников и т.д.);
- помочь уберечь уже прожитые моменты, сохранить их и заставить их повторяться столько раз, сколько тебе захочется
Я считаю, что занятия скрапбукингом могут объединить близких людей - как, однажды, события объединили их. Ведь главная идея скрапбукинга - сохранение вещественной памяти о событиях, случившихся в жизни надолго.
|
7.
|
Возможность тиражирования
|
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах; заседаниях ШМО, педсоветах. И самое главное, я стараюсь строить свою педагогическую деятельность так, чтобы процесс обучения отвечал не только современным требованиям, а главное, запросам моих учеников. Опыт моей работы может быть использован учителями начальных классов во внеурочной деятельности.
- на сайте школы http://www.schoolrm.ru/schools/sc35sar/;
- на дистанционном образовательном портале «Мультиурок» ;
- на личном сайте https://multiurok.ru/bhbyffyutk/
|
8.
|
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися
|
За время работы были разработаны:
- Рабочие программы для 3-4 класса
- Творческие задания, конспекты занятий
- Внеклассные мероприятия
- Памятки для родителей
|