СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ритмика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:

-программы для образовательных учреждений дополнительного образования детей «От ритмики к танцу», под редакцией В Г Шершнева,2008г.;

-типовой программы «Ритмика» (сборник «Программы общеобразовательных школ (классов)с хореографическим направлением» /Под ред. О.А.Петрашевича.-Мн.:Национальный институт образования,2005);

- плана внеурочной деятельности МБОУ СОШ№20 на 2013-2014 учебный год.

Реализация программы дополнительного образования «Ритмика» рассчитана на четыре года по одному часу в неделю-34 часа в год.

Календарно-тематические планы являются приложением к рабочей программе.

Преподавание ритмики в школе обусловлено необходимостью осуществления психического, физического и эмоционального развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Данная программа помогает развить в детях выразительность, пластичность, общую культуру движений. Ритмике, как учебно-воспитательной дисциплине, должно отводиться значительное место в системе эстетического образования. Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это направлены занятия ритмикой, которые необходимо систематически проводить с детьми уже с самого раннего возраста. На этих занятиях у них развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус, вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляются различные группы мышц. Раскрывать свой творческий потенциал дети могут как в коллективных играх и занятиях, где каждый ребенок является частью целого синтетического процесса, так и в индивидуальных упражнениях-играх. Здесь необходимы и тренировка, и своеобразие, и активизация, фантазия и самобытность каждого ребенка.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни.

Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия ритмикой приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества.

Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для детей начальной школы. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий.

Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.

Данная образовательная программа по ритмике (без специального отбора учащихся, в отличие от специализированных учреждений) рассчитана на 4 года по одному часу в неделю и предполагает проведение занятий с детьми младшего школьного возраста. Содержание программы распределено таким образом, что в каждом учебном году воспитанники овладевают определенным минимумом хореографических знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения основной цели.

Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.

В программу ритмики включены упражнения и движения классического, народного и бального танцев, доступные детям 7-10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навыки ориентации в пространстве

Цели и задачи обучения.

Образовательная цель программы: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля.

Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство;

Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

Задачи:

• дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;

• способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;

• привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;

• гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти;

• развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;

• воспитание культуры поведения и общения;

• развитие творческих способностей;

• воспитание умений работать в коллективе;

• развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;

• организация здорового и содержательного досуга.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.

2.1. Принципы обучения.

Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на реализации дидактических принципов.

Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализ.

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.

Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.

Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:

•безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;

•глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;

•создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения.

2.2. МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ.

В курсе обучения хореографии применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.

Метод использования слова — универсальный метод обучения, с его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, словесное сопровождение движений под музыку и т.д.

Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи с звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.

Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.

Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.

Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

3. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Открытые занятия, участие в классных мероприятиях.

4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего (час)

Теория (час)

Практика (час)

1.

Вводное занятие

1

0.5

0,5

2.

Ритмика и элементы музыкальной грамоты

16

2

14

3.

Партерная гимнастика

6

1

5

4.

Азбука классического танца

4

1

3

5.

Азбука народного танца

3

1

2

6.

Постановочная работа

2

-

2

7.

Закрепление и повторение материала

2

-

2

ИТОГО:

34

5,5

28,5

5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.

Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера Это связано с тем, что одна из задач работы — развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков.

Программа курса с1-го по 4-ый год обучения содержит следующие разделы:

1. Вводное занятие (1 час)

2.Ритмика, элементы музыкальной грамоты (16 час)

3.Партерная гимнастика (6 час)

4.Танцевальная азбука (7 час)

5.Танец (2час)

6. Закрепление и повторение (2 час)

Итого: 34 часа в год.

Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.

Раздел «Вводное занятие»

Цели, задачи на учебный год. ТБ.

Раздел «Ритмика и элементы музыкальной грамоты» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкально-ритмические задания по слушанию и анализу танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формированию музыкального восприятия, дают представление о выразительных средствах музыки, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и умение согласовывать музыку с движением.

Раздел «Партерная гимнастика» включает комплекс упражнений, направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов, наращивания силы мышц. Эти упражнения способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп.

Раздел «Танцевальная азбука» включает изучение элементов классического и народного танцев. Включенные в раздел упражнения способствуют формированию правильной осанки, помогают исправить физические недостатки, учат правильной постановке корпуса, выработки координации движений, учат правильно дышать при исполнении упражнений и танцев.

Раздел «Танец» включает изучение народных, классических, современных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца необходимо добиваться чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль и национальный характер танца. Народно — сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы русского танца, в небольшом объёме. Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.

6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу 1-го года обучения обучающийся должен знать/уметь:

• иметь понятие о характере и темпе музыки;

• уметь слушать музыку, определять ее характер;

• знать темповые обозначения, слышать темпы применительно движениям;

• уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движения;

• иметь понятия о динамических оттенках, легато-стаккато;

• уметь выполнять движения с различной силой, амплитудой в зависимости от характера

• знать основные упражнения партерной гимнастики;

• знать позиции ног и рук классического танца, народно — сценического танца;

• знать правила постановки корпуса;

• уметь исполнять основные упражнения на середине зала

• знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальные шаги и ходы;

• знать и уметь исполнять элементы русского танца: «Веревочка» и ее разновидности;

• уметь музыкально, красиво исполнять танцы: «Танец утят», «Кузнечик», «Добрый жук», «Веселая зарядка».

К концу 2-го года обучения обучающийся должен знать/уметь:

• иметь понятие о длительностях и ритмическом рисунке;

• уметь воспроизводить ритмический рисунок на хлопках и шагах, состоящий из 1/8,1/4,1/2 нот;

• иметь понятие об акценте, метрической пульсации, сильных и слабых долях;

• уметь выделять сильные и слабые доли на слух, отмечать их хлопками;

• иметь понятие о музыкальных размерах 2/4,3/4,4/4;

• уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4;

• уметь уверенно выполнять основные элементы и упражнения партерной гимнастики с усложненной координацией движений;

• знать и уметь выполнять «программный» объем движений классического танца;

• уметь исполнять основные упражнения на середине зала;

• знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений;

• уметь исполнять элементы русского народного танца: «Моталочка» и ее разновидности;

• уметь исполнять выразительно и синхронно танцы: «Приглашение», «Страшак», «Смени пару», «Кик-марш.

К концу 3-го года обучения обучающийся должен знать/уметь:

• иметь понятие о строении музыкального произведения: вступление, части, музыкальная фраза;

• уметь менять движение в зависимости от смены частей и фраз;

• уметь определять характер различных частей и двигаться в характере музыки;

• уметь выполнять расширенный и координационный комплекс упражнений партерной гимнастики;

• уметь грамотно по форме исполнять основные элементы классического танца, сохраняя устойчивость корпуса;

• уметь исполнять элементы русского народного танца: «Ковырялочка» и ее разновидности;

• уметь выразительно и эмоционально исполнять танцы: «Пингвины», «Лошадки», «Берлинская полька», «Ритм-вальс»

К концу 4-года обучения обучающийся должен знать/уметь:

• знать элементы музыкальной грамоты

• уметь выполнять упражнения партерной гимнастики (развив свои данные-подъем стопы, выворотность, шаг, гибкость спины, эластичность мышц и связок суставно-связочного аппарата;

• уметь выполнять (программный) объем классического, народно-сценического танцев

• уметь красиво, выразительно исполнять танцы: «Сударушка», «Сиртаки», «Джайв».

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

  • светлый и просторный зал
  • деревянный настил пола в зале
  • зеркальная стена,
  • аудиоаппаратура,
  • специальная тренировочная одежда и обувь для учащихся
  • сценические костюмы
  • научная и специальная литература по детской психологии, педагогике, хореографии
  • фоно-и видеотеки
  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – М., 1964

2 Барышникова Т.К Азбука хореографии. -Санкт-Петербург 1996.

3. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца -2004.

4. Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972. – Вып. 1;

М., 1973. – Вып.2.

5. Михайлова М.А., Н.В. Воронина. Танцы, игры, упражнения для красивого движения.- Ярославль 2001.

6. Понаморев.Я. Психология творчества и педагогики, 2005.

7.Пуртова Т.В.,Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать.-М.,2003.

8. Роот З.Я. Танцы в начальной школе. М., 2006.

9. Шершнев В.Г. От ритмики к танцу. М.,2008.

10 Шубинский. Педагогика творчество учащихся, 2007.

Категория: Внеурочка
09.02.2016 14:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!