СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа
«Азбука нравственности»
во 2 классе
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель программы:
воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности»
В ходе реализации программы «Азбука нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия
Личностные :
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные :
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные :
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Учебно - тематический план на 2014 - 2015 уч. год
№ п/п |
Название разделов и тем |
Кол-во часов |
Дата проведения |
1 четверть - 8 часов Культура общения - 8 часов |
|||
1. |
Этикет (повторение). |
2 |
|
2. |
Устное и письменное приглашение на день рождения. |
1 |
|
3. |
Устное и письменное приглашение на день рождения. |
1 |
|
4. |
Встреча и развлечение гостей. |
1 |
|
5. |
Встреча и развлечение гостей. |
1 |
|
6. |
Поведение в гостях. |
1 |
13.10 |
7. |
Поведение в гостях. |
1 |
|
8. |
Как дарить подарки. |
1 |
|
2 четверть - 7 часов Общечеловеческие нормы нравственности – 4 часа |
|||
9. |
Заповеди. |
1 |
|
10. |
Заповеди. |
1 |
|
11. |
Дал слово держи. |
1 |
|
12. |
Дал слово держи. |
1 |
|
Дружеские отношения - 3 часа |
|||
13. |
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». |
1 |
|
14. |
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». |
1 |
|
15. |
Преданный друг. |
1 |
|
3 четверть - 9 часов Дружеские отношения (продолжение) - 7 часов |
|||
16. |
О доброте и бессердечие. |
1 |
|
17. |
О доброте и бессердечие. |
1 |
|
18. |
Об уважительном отношении к старшим. |
1 |
|
19. |
О зависти и скромности. |
1 |
|
20. |
О зависти и скромности. |
1 |
|
21. |
О доброте и жестокосердии. |
1 |
|
22. |
В мире мудрых мыслей. |
1 |
|
Понять другого - 1 час |
|||
23. |
Золотые правила. |
1 |
|
4 четверть - 6 часов Понять другого (продолжение) - 6 час |
|||
24. |
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. |
1 |
|
25 |
О тактичном и бестактном поведении. |
1 |
|
26. |
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. |
1 |
|
27. |
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. |
1 |
|
28. |
В мире мудрых мыслей. |
1 |
|
29. |
Обзор курса этики за год. |
1 |
|
© 2015, Яковенко Валентина Петровна 1030