СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Театр»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общая характеристика учебного предмета Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки в постижении мира, «заразить» его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения выступают как способ адаптации ребёнка к школьной среде. Многое здесь зависит от любви, чуткости педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими. Программа имеет общекультурную направленность. На занятиях используется включение детей в работу существующих в театре технических мастерских, где они не просто смотрят или слушают, но и сами, собственными руками лепят, красят, режут, клеят и т.д. Сам же ребёнок во всех мастерских выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника. Он на практике узнает о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент. На каждом занятии в той или иной форме будут присутствовать компоненты всех тематических разделов, но полное объединение всех театральных цехов произойдёт в последнем полугодии курса, в работе над постановкой сценической истории или спектакля. Особенность программы заключена в том, что педагог, отталкиваясь от конкретного содержания урока, сам творит каждое занятие, программа должна рассматриваться не как неукоснительные требования, а как рекомендации. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать свой урок, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников. Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе. При организации работы с детьми применяются как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр спектаклей; использование игр и упражнений из театральной педагогики, тренингов и импровизаций, сюжетно-ролевых игр, работу с подручным матери-алом и изготовление макетов декораций, бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток. Для занятий используется образовательное пространство гимназии: гимназический, актовый, музыкальный залы, классная и игровая комнаты. Программа обеспечена учебным пособием для детей «Театр»(автор И.А. Генералова; М.: Баласс, 2012) 3. Цели и задачи изучения курса Цель программы: – создание условий для развития личности ребёнка; – развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству; – обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; – приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям. Задачи: – опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка; – формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения; – привить интерес через театр к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней; – заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе; – ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собственным мнением. 4. Место учебного предмета в учебном плане В рабочей программе предусмотрено использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Новизна программы прослеживается в применении системно-деятельностного подхода при подаче материала. Индивидуальное сопровождение одаренных обучающихся осуществляется при помощи индивидуальной работы. 5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Произведения театрального искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. 6. Результаты освоения учебного предмета Планируемые результаты В результате освоения программы «Театр» учащиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки. Ожидаемые результаты: 1. Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности. 2. Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы. 3. Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании. 4. Развитие творческого потенциала личности. 5. Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности. 6. Развитие исполнительских способностей. 7. Овладение навыками правильного произношения и культурой речи. 8. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. 9. Умение пользоваться театральными понятиями и терминами: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д. 10. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, музыкального оформления спектакля. 11. Владение нормами достойного поведения в театре. По завершении первого года учащиеся должны знать: – особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусств, иметь представление о создании спектакля, знать главные театральные профессии и иметь представление о театральных цехах. Должны уметь: – создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений; пользоваться жестами; сочинять этюды по сказкам; «превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах; выполнять задания в парах, в группах, организовать игру и провести её. По завершении второго года учащиеся должны знать: – историю театра Древней Греции, особенность древнегреческого театра, театра «Глобус», историю появления первого театра под крышей, современный театр, устройство зрительного зала, понятия «сцена», «авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа», «балкон»; театральные цеха; виды театрального искусства; виды кукол; цирк, цирковые профессии; синтетическая природа театра, роль зрителя в театре. Должны уметь: – пользоваться словесными воздействиями, размещать тело сценическом пространстве; сочинять, подготавливать и выполнять этюды с заданными обстоятельствами, действовать с воображаемыми предметами; создавать пластические импровизации под музыку разного характера; создавать образы с помощью жестов и мимики; анализировать работу свою и товарищей. По завершении четвертого года учащиеся должны знать: – театральные термины: «драматург», «пьеса», «инсценировка», «действие», «событие»; жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия; диалог, монолог, внутренний диалог; рифма, ритм; назначение всех театральных цехов, профессии в театре; историю возникновения ораторского искусства, лучших ораторов древности. Должны уметь: – самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения; – пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом; – создавать пластические импровизации на заданную тему; – сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему. Способы определения результативности Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, собеседования с классными воспитателями по достижению индивидуальных задач учащихся, наблюдение за деятельностью ребёнка в процессе занятий и т.д.). В качестве промежуточных и итоговых результатов работы могут рассматриваться: сольные исполнительские номера (чтецкие или вокальные), участие в групповых композициях (этюдах, сценках, импровизациях, в драматических, кукольных, теневых мини-спектаклях, подготовленных участниками занятий), самостоятельная организация и проведение игр и театральных упражнений. Личностные результаты У учеников будут сформированы: • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится: • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные уста-новки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Обучающийся научится: • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Обучающийся научится: • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; • обращаться за помощью; • формулировать свои затруднения; • предлагать помощь и сотрудничество; • слушать собеседника; • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; • формулировать собственное мнение и позицию; • осуществлять взаимный контроль; • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Предметные результаты: Предметные результаты: Учащиеся научатся: • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; • выразительному чтению; • различать произведения по жанру; • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; • сочинять этюды по сказкам; • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) Литература 1. Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М. : АРКТИ, 1998. 2. Выготский, Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М., 1991. 3. Генералова, И.А.Театр : учебное пособие для детей / И.А. Генералова. – М. : Баласс, 2012. 4. Давыдов, В.Г.От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование : Сб. научных трудов / В.Г. Давыдов. – М., 1992. – С. 10–24. 5. Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М. : Просвещение, 1998. 6. Дорфман, Л.Эмоции в искусстве / Л. Дорфман. – М. : Педагогическое общество России, 2002. 7. Караманенко, Т.Н.Кукольный театр в детском саду / Т.Н. Караманенко. – М. : Учпедгиз, 1960. 8. Кард, В.Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. – СПб, 1997. 9. Козлянинова, И.П.Речевой голос и его воспитание / И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели. – М. : Просвещение, 1985. 10.Крутенкова, А.Д.Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1–9 классы / А.Д. Крутенкова. – Волгоград : Издательство «Учитель», 2008. 11. Кулагина, И.Е.Художественное движение (метод Л.Н. Алексеевой) / И.Е. Кулагина. – Нижний Новгород – Москва, 1993. 12. Ладыженская Н.В., Детская риторика.- М.: «БАЛАСС».- 2008г. 13. Маханёва, М.Д.Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханёва. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. 14. Немеровский, А.П.Пластическая выразительность актёра / А.П. Немеровский. – М. : Просвещение, 1976. 15. Соболева О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст. - М.: «БАЛАСС».- 2012. 16. Парулина, О.В. Мир игрушек и поделок / О.В. Парулина. – Смоленск, 2000. 17. Пикулева, Н.В. Слово на ладошке / Н.В. Пикулева. – М. : ТЦ «Сфера», 1997. 18. Ригина.Г.С. Музыка. Учебники для 1-4 классов.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2013. 19. Савкова, З.В.Техника звучащего слова : методическое пособие / З.В. Савкова. – М. : ВЛАДОС, 1998. 20. Симановский, А.Э.Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. – Ярославль : «Академия развития», 1996. 21. Сорокина, Н.Ф.Играем в кукольный театр : программа «Театр – творчество – дети» / Н.Ф. Сорокина. – М. : АРКТИ, 2002. 22. Фесюкова, Л.Б.Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – М. : Фолио, 2000. 23. Хухлаева, О.В.Тропинка к своему Я / О.В. Хухлаева. – М. : Генезис, 2004. 24. Усачева. В.О./ Школяр Л.В. Музыка. Учебники для 1-4 классов.- М.: «БАЛАСС».- 2011. 25. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. – М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000. 26. Челышева Т.В. Музыка. Учебники для 1-4 классов.- М.:АКАДЕМКНИГА, 2013. Ресурсы сети Интернет: 1. Татьяна Шабалина. «Бродячие актеры» / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/ kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/BRODYACHIE_AKTERI.html 2. Татьяна Шабалина. Театр «Глобус» (GLOBE) / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR_%C2%ABGLOBUS%C2%BB_ GLOBE.html 3. Татьяна Шабалина. «Принципы организации театрального дела в России» / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html?page=0,8#part-11 4. «Работа актёра над собой». К.С. Станиславский / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatrobraz.ru/node/7380 5. «Актёрский тренинг – теория и практика». Л. Грачёва / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatrobraz.ru/page/akterskii-trening-teoriya-i-praktika-l-gracheva 6.А.П. Ершоваи В.М. Букатов.«Программа четырёхлетнего курса обучения в театральных школах, студиях, училищах» / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatrobraz.ru/node/7051
23.03.2015 15:58


© 2015, more-12 1312

Рекомендуем курсы ПК и ПП