СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования и др.).

8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.

9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.

10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.

12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою основную образовательную программу и которые для нее являются научно-методическими опорами в современном мире разнообразия и неопределенности. При этом Программа оставляет за Организацией право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п.

Принципы формирования программы2 :

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьёй;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности.

ля детей дошкольного возраста это:

- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная (рисования, лепка, аппликация);

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

Возрастная группа от 6 до 8 лет

В возрасте 6 – 8 лет у ребенка интенсивно развивается центральная и периферическая нервная системы, опорно-двигательный аппарат, дыхательная система, сердечнососудистая и эндокринная системы. С одной стороны дети становятся выносливее, сильнее, более активнее, а с другой стороны у детей возникает эмоциональное перенапряжение и повышенная утомляемость. Противоречивость развития ребенка 6-ти лет можно уверенно сравнивать с возникающими противоречиями в подростковом возрасте.

В данном возрасте у ребенка развивается произвольное внимание, он становится более усидчив, может придерживаться правил поведения на занятиях. Однообразная деятельность снижает устойчивость внимания ребенка, а вот в процессе интересной для него игры внимание может быть устойчивым длительное время.

Такие закономерности детей 6 - 8 лет отмечаются и в развитии памяти. В этот возрастной период формируется непроизвольный характер памяти. Ребенок лучше запомнит то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет более яркое впечатление. Объем материала, который может зафиксировать ребенок, определяется его эмоциональным отношением к данному ситуации, явлению или предмету.

Воображение ребенка формируется в непосредственной зависимости от речевого развития ребенка. В этом возрасте воображение расширяет у ребенка возможности во взаимодействии с окружающей средой, способствует ее освоению, совместно с другими.

Представление старшего дошкольника характеризует процесс развития мышления, которое в этот возрастной период в значительной степени связано со способностью оперировать представлениями произвольно. Старший дошкольный возраст представляет возможности для развития образного мышления. Огромное значение имеет подражание, хотя оно в данный период развития становится более управляемым. Несомненное значение имеет словесная инструкция, данная взрослым, побуждающая ребенка к действиям. В игре ребенку необходимо заранее выбрать определенное поведение. Поэтому игра способствует совершенствованию способностей к волевой регуляции поведения.

Старший дошкольный возраст благоприятен для формирования самооценки ребенка, что способствует стимулированию умения сравнивать себя со сверстниками. Для детей 6-ти лет характерна дифференцированная самооценка завышенного уровня. К 8 годам она заметно снижается. Ребенок перестает сравнивать себя со сверстниками. Формирование первоначальной самооценки является основой развития умений. Ребенок данного возраста рассматривает оценку взрослого как оценку себя в целом, поэтому использовать порицание, замечание и наказание в процессе обучения детей 6-8 лет необходимо крайне редко. В этих случаях у них формируется заниженная самооценка и неуверенность в собственных силах.

Говоря о физическом развитии будущего школьника, следует также отметить его успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств (ловкости, быстроты, силы, точности, координации движений). В процессе разнообразных и специально подобранных упражнений развилась кисть, мелкая мускулатура пальцев рук, что служит гарантией овладения письмом.

Изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста. Подняв правую руку вверх, через голову ребенок может кистью правой руки перекрыть левую ушную раковину (филиппинский тест). Все перечисленные позитивные изменения физического развития служат показателями биологической зрелости ребенка, необходимой для начала школьного обучения.

За годы дошкольного детства у ребенка сформировались ценные гигиенические навыки и привычки (мыть руки, чистить зубы, следить за внешним видом и т. п.). Он получил первые представления о значении здоровья, режима дня, важности занятии спортом, утренней гимнастикой. Все это подтверждает, что основы физической готовности к школе сформировались успешно.

Складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности. Ребенок неплохо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных.

За годы дошкольного детства ребенок приобрел ряд познавательных умений. Это умения дифференцированного восприятия и целенаправленного наблюдения, использования сенсорных эталонов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации. Старший дошкольник научился сравнивать объекты, выделять главные и второстепенные признаки, отвечать на самые разнообразные вопросы, рассуждать, а также самостоятельно формулировать вопросы, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач.

У ребенка возросли познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Он приобрел ценное умение - принять от взрослого или выдвинуть самостоятельно простую познавательную задачу, воспользоваться для ее решения рекомендациями педагога или разрешить ее самостоятельно, используя известные способы (сравнение, анализ, измерение и т. п.), понятно выразить в речи итог познания. Главное - это то, что ребенок освоил умение целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать задачи и правила, добиваться получения адекватного цели результата, научился следить за ходом рассуждения воспитателя. Без этих умений начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками.

Ребенок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. За годы пребывания в детском саду он приобрел опыт успешной деятельности, и это придало ему уверенности в себе, укрепило в стремлении к новым достижениям. Ребенок нацелен на достижение положительных результатов в новой социальной роли - ученика.

Сложились предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Он научился общаться с взрослыми и сверстниками, усвоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Ребенок использует разные формы общения: деловое, познавательное, личностное. Его речевые умения разнообразны. Он умеет выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно и понятно для слушателя выразить свои мысли, правильно построить предложения, составить связный рассказ. Его словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна. Это важное для школьного обучения достижение.

В его поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: он стремится сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. Эти элементы произвольности очень ценны для предстоящей учебной деятельности. Но у дошкольника они еще только складываются, и подходить с высокими требованиями к произвольному управлению ребенком своей активностью еще преждевременно.

В поведении и отношении к окружающему у ребенка проявляются черты гуманистической направленности. Он выражает сочувствие, отзывчивость, желание помочь, бережно относится к животным, растениям. Его чувства приобретают социально-нравственную окраску, становятся более устойчивыми. Выполнение нравственных требований и правил вызывает у ребенка чувство удовлетворения, гордости, нарушение их заставляет пережить чувство огорчения.

Ребенок уже начинает осознавать свои возможности, достижения, учится оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей (добро зло, справедливо - несправедливо, хорошо - плохо).

Вместе с завершением дошкольного детства заканчивается первый значимый этап личностного развития ребенка. Он активен, любознателен. Он искренне устремлен к своему ближайшему будущему. Ему хочется стать школьником, получить новый социальный статус.

У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность появляется, прежде всего, в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.

Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистической направленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

В 6-8 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д.

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению и становление новой социальной роли школьника. Формируются предпосылки психологической и мотивационной готовности к обучению в школе.

06.10.2022 07:44


Рекомендуем курсы ПК и ПП