© 2022, Соболева Анна Геннадьевна 654
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В начальных классах школы не вводится определения звука, так как это довольно сложное понятие. Тем не менее необходимо создать правильное научное представление о звуке. Ведущим приемом является наблюдение над произношением звуков в слове, над зависимостью звукового состава слова от его лексического значения.
Обучающиеся узнают, что произнесенное или услышанное слово состоит из звуков. Они учатся проводить звуковой анализ слова, т. е. делить слово на слоги, называть в определенной последовательности звуки, из которых состоит слово. Важно, чтобы обучащиеся не подменяли звукового анализа буквенным (например, гриб - гр'ип).
Правильное представление звукового состава слова имеет большое значение как для формирования навыка письма (в частности, записи без пропуска и перестановки букв, обозначения мягкости согласных), так и для правильного произнесения слов.
Необходимо учить младших школьников распознавать гласные и согласные звуки по совокупности признаков. Важно уже в I классе развивать у детей умение наблюдать за положением органов речи при произношении звука, за его звучанием.
Широко распространённой ошибкой является смешение понятий звук – буква.
В основе появления таких ошибок лежит тот факт, что зрительные объекты всегда и всеми воспринимаются более отчётливо.
Для предупреждения смешения понятий «звук» – «буква» обучение нужно построить таким образом, чтобы фонемный анализ проходил в условиях аудирования и только после него ученик записывал слово буквами или прочитывал его.
Другим условием предупреждения ошибок является одновременное наблюдение мягких и твердых согласных звуков, обозначаемых одной буквой, а также звуков в сильной и слабой позициях и их буквенных эквивалентов.
Большое значение для предупреждения и коррекции смешения понятий «звук» – «буква» имеет правильная терминология, которую учитель использует на уроках.
Учитывая сложность понятия «слог», в начальных определение данной категории не дается. Программа ставит задачу сформировать умение делить слово на слоги. В слове столько слогов, сколько гласных. Произнесенное слово дети делят на части, каждая из которых произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Это и есть слог.
В течение первого полугодия I класса упражнения в делении слов на слоги проводятся ежедневно как устные, так и письменные (в т.ч. подбор учащимися слов с определенным количеством слогов). Умение правильно и быстро делить слово на слоги относится к числу важнейших:
1.С опорой на данное умение учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Чтобы правильно передать на письме звуковую форму слова, ученик прежде всего делит слово на слоги. Устанавливает взаимодействие звуков между собой в пределах слога и использует нужные буквы для обозначения согласных и гласных звуков.
2. Умение делить слово на слоги необходимо учащимся для того, чтобы правильно переносить слова. В I классе школьники овладевают базовым правилом переноса: слово переносится по слогам. Сложности: не любой слог можно перенести: слог, состоящий из одной буквы, не переносится на другую строчку. Специально отрабатывается также перенос слов с буквами ъ и и.
Выделение в слове ударного слога представляет для учащихся значительную трудность и требует систематических упражнений. Для того чтобы правильно воспринять лексическое значение слова, при его чтении необходимо один из слогов произнести с большей силой. Умение выделять в слове ударный слог связано с развитием анализирующей деятельности мышления, формируется медленно и требует систематических упражнений. Примеры упражнений:
1. Учитель произносит слово и предлагает учащимся узнать, сколько в слове слогов, который (по счету) ударный.
2. Обозначить в словах ударный слог и правильно прочитать их: портфель, морковь, магазин, щавель, снегирь, чаща.
3. Списать слова с ударением только на первом слоге (выборочное списывание).
4. Подобрать слова с ударением на втором слоге и т. п
Смыслоразличительная роль ударения особенно наглядно видна при сопоставлении слов, которые различаются только местом ударного слога: хлопок — хлопок и т. п. Учащиеся делают вывод: ударение — это произношение в слове одного из слогов с большей силой; с помощью ударения передается смысл слова.
© 2022, Соболева Анна Геннадьевна 654