СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над звукоизвлечением в классе фортепиано

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над звукоизвлечением в классе фортепиано

Работы над звуком исследуется в методических трудах многих исполнителей-пианистов и педагогов. Выразительный звук является главным средством для воплощения музыкально-художественного замысла. Поэтому работа над звуком должна занимать центральное место в процессе обучения игре на фортепиано.

Работа над художественным образом начинается с первых уроков изучения музыки и музыкального инструмента.

С начала занятий необходимо гармонично развивать в ученике не просто пианиста, а музыканта-пианиста. Пение песен, подбор по слуху, игра в ансамбле с педагогом, ритмические упражнения, музыкальные загадки – все это есть работа над развитием в ученике музыканта, и вся эта работа проводится с первого урока в классе специального фортепиано.

Конечная цель работы над музыкальным произведением – это образное исполнение посредством правильно найденного звука, его характера. К сожалению, мы все реже слышим музыкальное исполнение на академических концертах, зачастую все сводится только к выучиванию текста, а до исполнительских тонкостей дело так и не доходит. Поэтому разговор на эту тему будет очень важен.

Основные факторы музыкального воспитания ученика, влияющие на решение звуковых задач:

1. процесс звукоизвлечения и технические приемы в работе над звуком.

2. слуховой контроль, «дослушивание» звука.

3. ощущение горизонтального движения и развития музыки.

Технические приёмы в работе над звуком

Общие принципы звукоизвлечения на фортепиано:

- общая свобода тела,

- ощущение веса свободной руки,

- свобода первого пальца,

- эластичная и активная кисть,

- ощущение цепкости кончиков пальцев.

Самое удобное положение руки на фортепиано то, которое можно быстро изменить. Гибкость - прежде всего. Главное условие хорошего звука – полная свобода предплечья, кисти и руки от плеча до кончиков пальцев.

Свобода рук зависит во многом от внутреннего состояния (музыкального и психологического). Поэтому ученика следует с самого начала развивать во всех направлениях. Работа над техникой не может быть отделена от работы над образной стороной. Все, что играет ученик, должно быть элементом музыки. Даже упражнения нельзя играть «немузыкальным» звуком. Подстановка слов под упражнения помогают осмыслить интонацию.

Предпосылки хорошего звука - это непринужденность, естественность движений, точность прикосновения пальцев к клавишам, сознательное управление руками. Именно поэтому педагог должен с самого начала внимательно следить за тем, чтобы ученик сидел свободно, чтобы он не сутулился, не горбился, не поднимал плечи, не вытягивал шею и не кивал безостановочно головой. Необходимо также помнить о том, что всякая зажатость руки, «склеенность» локтя с туловищем затрудняет свободу движений, естественное взятие звука и приводит к неприятно сухому, жесткому, бескрасочному звучанию.

23.11.2020 23:17


Рекомендуем курсы ПК и ПП