Одной из приоритетных линий в работе психологов ДОУ – является работа с педагогами.
Психолог призван сделать все возможное, чтобы обеспечить реальную гуманизацию взаимоотношений детей и педагогов в ДОУ, заменить привычную ориентацию персонала на выполнение программ желанием и стремлением идти от ребенка, его нужд и интересов. Что и прописано в ФГОС.
Психолог может реализовать различные виды работы с коллективом детского сада, способствующие улучшению собственного эмоционального состояния педагогов, снятию напряженности, усилению внимания к психологическим аспектам работы с детьми. Мы можем выявить наиболее сильные стороны каждого воспитателя и помочь ему так скорректировать работу с детьми, чтобы эти стороны выдвинулись на первый план. Это принесет несомненную пользу как самому воспитателю, повысив его самооценку и создав возможность раскрытия собственного творческого потенциала, так и детям.
С педагогами мы проводим:
1.Тестирование, анкетирование
2.Консультации
3.Занятия-треннинги.
Мне хотелось бы поделиться проблемой, которая стоит сейчас достаточно остро в работе педагогов - это эмоциональное выгорания педагогов.
В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональном выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. В связи с этим я полагаю, что психологическая поддержка воспитателя должна стать одной из приоритетных линий в работе психолога ДОУ.
Синдром эмоционального выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующей высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциональных факторов, которые воздействую на труд воспитателя и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных воспитателю детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.
Факторы, влияющие на возникновение СЭВ:
Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, нервозная обстановка, наличие конфликтов побуждает одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
Низкий социально-психологический статус профессии воспитателя, разочарование собой, выбранной профессией, должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствует напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателя.
Причины возникновения СЭВ у педагогов:
Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;
Загруженность в течении рабочего дня;
Высокая эмоциональная включенность в деятельность-эмоциональная перегрузка;
Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности.
Причины возникновения СЭВ у педагогов:
отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;
несоответствие результатов затраченным силам;
ограниченность времени для реализации поставленных целей;
неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
большие нагрузки;
ответственность перед начальством, родителями;
отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:
начало педагогической деятельности после отпусков, курсов(функция-адаптация);
проведение открытых мероприятий на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего удовлетворения;
окончание учебного года.
Проявление СЭВ у педагогов:
(в зависимости от стажа работы)
Более 50% - у педагогов со стажем работы от 5 до 7 лет или от 7 до 10 лет;
22% - со стажем от 15 до 20 лет;
11% - у педагогов 10летним стажем, у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты);
8% - со стажем от 1годадо 3 лет
Стадии профессионального выгорания:
Первая стадия:
Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживания;
Исчезновение положительных эмоций;
Возникновение состояния тревожности и неудовлетворенности.
Вторая стадия:
Возникновение недоразумений с коллегами;
Проявление антипатии, а затем вспышек раздражения по отношению к коллегам.
Третья стадия:
Изменение представлений о ценностях жизни, эмоционального отношения к миру;
Безразличие ко всему.
Симптомы появления СЭВ:
Психофизические симптомы:
Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам сразу после сна(синдром хронической усталости);
Ощущение эмоционального и физического истощения;
Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакций любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
Слабость, снижение активности;
Частые беспричинные головные боли, постоянные нарушения ЖКТ;
Постоянное заторможенное сонливое состояние и желание спать в течении всего дня;
Полная или частичная бессонница;
Отдышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
Симптомы появления СЭВ:
Социально – психологические симптомы:
Безразличие, скука, пассивность и депрессия;
Повышенная раздражительность на незначительные мелкие события;
Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказ от общения, уход в себя);
Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;
Чувство неосознанного беспокойства и появление тревожности;
Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не смогу»;
Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.
Симптомы появления СЭВ:
Поведенческие симптомы:
Ощущение, что работа становится - все тяжелее, а выполнить ее – все труднее;
Чувство бесполезности, неверие в лучшее, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
Дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;
Злоупотребление алкоголем и возрастание выкуренных за день сигарет.
Профилактика эмоционального выгорания
Качества, помогающие избежать эмоционального выгорания
Во-первых:
Хорошее здоровье и сознательная целенаправленная забота о своем физическом состоянии (занятие спортом, здоровый образ жизни);
Высокая самооценка и уверенность с себе и своих возможностях.
Во-вторых:
Опыт успешного преодоления профессионального стресса;
Высокая мобильность;
Общительность, самостоятельность.
В-третьих:
Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении себя, так и других людей и жизни вообще.
Профилактика профессионального выгорания
Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональном состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управление мышечным тонусом и дыханием;
Релаксация – это метод с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения.
Саморегуляция психического состояния
Способы саморегуляции
Смех, юмор;
Размышление о хорошем, приятном;
Рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий;
Мысленное обращение к высшим силам;
Купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
Вдыхание свежего воздуха, чтение любимых книг;
Высказывание похвалы или комплиментов кому-либо просто так.
Памятка педагогу:
Не скрывайте свои чувства. Проявляйте свои эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами;
Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими;
Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь;
Не ожидайте, что тяжелое состояние, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Вам необходима помощь.
Выделяйте достаточно времени для сна, отдыха, размышлений;
Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе;
Постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни.
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично;
Найдите время, чтобы побыть наедине с собой;
Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого;
Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам не нравится;
Не оказывайте слишком большое давление на своих детей;
Старайтесь реже говорить «я это не смогу сделать»;
Использовать возможность выступить с речью;
Следите за питанием и фигурой;
Позволяйте себе «маленькие женские радости»;
Не забывайте, что вы красивы.