СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с детьми, требующими повышенного педагогического внимания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детей, требующих повышенного педагогического внимания становится все больше и больше. Перед учителями стоит проблема их обучения и воспитания. Задача современного образования состоит в том, чтобы не исключить из учебного процесса «слабых» детей, а подключить всех к процессу получения знаний. В зависимости от того, что мешает ребенку учиться зависят и рычаги воздействия на него, мотиваторы. Прежде чем перейти к разбору форм и методов, применимых для работы со слабоуспевающими, давайте рассмотрим их условную классификацию.

Первый тип – СЛАБЫЕ: у этих детей низкое качество мыслительной деятельности, но они положительно относятся к учебе. У них слабо развиты процессы мышления (анализ, синтез, сравнение, конкретизация и обобщение) и это ведет к затруднениям в усвоении учебного материала. Эти дети часто не умеют работать вместе с одноклассниками, они не очень успешны в учении, но это не является для них проблемой. Они готовы учиться, прислушиваются к советам взрослых, учителей, психолога. Отношение к учебе – позитивное, но особой проблемы из-за отсутствия знаний той или иной направленности не чувствуют. Обучающиеся этого типа доброжелательно, с радостью, принимают помощь учителей и одноклассников.

Второй тип – НЕУСТОЙЧИВЫЕ: у них высокое качество мыслительной деятельности, но они негативно относятся к учебе ( так как прилагать усилия для получения знаний не желают). Такие обучающиеся поступают в школу с хорошей интеллектуальной подготовкой, они, как правило, уже читают, пишут. Они хотят хорошо учиться, но привыкли заниматься только тем, что им нравится, что легко дается. Стараются избегать активной интеллектуальной работы по тем предметам, для усвоение которых нужно систематически и напряженно трудиться. По устным предметам информацию усваивают частично. Результатом такой работы является несформированность навыков учения, умения преодолевать трудности, самостоятельно работать над предложенным материалом. Работы этих ребят небрежно, неаккуратно оформлены. Выполняют задания медленно, не экономят время. Даже если и знают материал, им не хватает времени на выполнение заданий. У школьников второго типа неудачи в учебе, как правило, приводят к моральному конфликту, так как происходит противоречие между их потенциальными интеллектуальными возможностями и недостаточной реализацией этих возможностей. Этих обучающихся нужно учить навыкам самостоятельной учебной деятельности.

Третий тип – СЛОЖНЫЕ: обучающиеся этого типа имеют низкое качество мыслительной деятельности, сочетающееся с негативным отношением к учебе. Они имеют слабое развитие мыслительных процессов. И это вызывает серьезные затруднения в усвоении нового учебного материала и воспроизведении старого материала. У этих ребят слабо развито критическое мышление; решая задания, они оперируют цифрами, не понимая того, что делают и это приводит к неверным ответам. (Например, 2,4 человека, скорость катера -18 км/ч, скорость течения реки 1200 км/ч). Полученные результаты не хотят сравнивать с результатами остальных обучающихся, при решении практикоориентированных задач не проводят аналогию с реальным миром. У них слабо развита мотивация познавательной деятельности, что ведет к отсутствию познавательных интересов в характере общей направленности личности. Все это определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу, быстрее начать «взрослую» жизнь.

Практическое значение такой типологии очень важно. Ведь зная и понимая настоящие причины неуспеваемости, каждый учитель сможет оказывать каждой из групп обучающихся дифференцированную помощь.

СЛАБЫЕ. Основная помощь учащимся, для которых характерны слабое развитие мыслительной деятельности, низкая обучаемость, плохая память и у которых преобладает репродуктивный подход к решению учебных задач, должна быть направлена на формировании приемов познавательной деятельности. Эти обучающиеся занимаются очень много, они старательны, добросовестны, готовы работать, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главная задача в работе с ними –научить их учиться. Этим обучающимся желательно давать решать задания по образцу, задания с пропусками, возможна групповая работа, где, поддерживая друг друга, у них есть шанс выполнить задания.

Причина плохой успеваемости обучающихся второго типа - это их личная внутренняя позиция, они не желают учиться. Таких обучающихся нужно заинтересовать познавать новое. Учителю нужно:

- мотивировать обучающихся на необходимость получения новых знаний;

- развивать ответственность;

- вырабатывать позитивную самооценку обучающегося, поддерживать уверенность в собственных силах.

Воспитательная работа на уроке помогает преодолевать неуспеваемость обучающихся. Я задействую детей к участию во внеурочной деятельности, прошу их помощи: сделать самостоятельно наглядный материал, подготовить сообщение на историческую тему, составить задачу практического содержания, найти примеры изучаемых геометрических тел в реальном мире, составить кроссворд, помочь в проверке работ. Такие дети любят принимать участие в «Неделе математики». Они могут проявить себя в интеллектуальных мероприятиях, требующих смекалки, находчивости, сообразительности. Повышается самооценка отдельных обучающихся и происходит изменение отношения к предмету.

С каждым годом обучающихся, которые не хотят или не могут учиться, становится все больше и больше. Современный английский психолог и педагог Р. Берне считает, что: «Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку. Было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки».

При работе с обучающимися стараюсь медленно объяснять новый материал. Даю время на обдумывание услышанного и увиденного. Многократно повторяем новые определения, теоремы. Повторяем хором, индивидуально, первый вариант рассказывает второму, и наоборот, рассказываем, закрыв глаза. Сильные обучающие слушают ответы более слабых. Стараюсь за урок повторить 10-15 раз формулировки новых правил. Побуждаю задавать вопросы по новому материалу. Ставлю проблемные вопросы и вместе с ребятами стараемся найти на них ответы. Стараюсь поддерживать атмосферу доброжелательности при опросе: задаю наводящие вопросы, снижаю темп опроса, разрешаю пользоваться заранее подготовленными чертежами, наглядными пособиями, при ответе разрешаю пользоваться алгоритмом решения задания, стимулирую ребят улыбкой, похвалой, поощрительной оценкой.

Провожу МГУ (минутки гимнастики ума), где ребята могут получить оценку 5. Как правило, это задачи из реальной жизни. На обдумывание ответа 1 минута. В классе должна быть тишина. Отвечают по очереди 2-3 ученика. Если есть правильный ответ, сразу выставляю оценку 5. Эти задачи повышают интерес к предмету, показывают необходимость математических знаний в реальной жизни.

- На аллее посажено 10 кустов роз. Расстояние между кустами 3 м. Какова длина аллеи? (5 класс, ответ 27 м)

- Найдите сумму чисел от 1 до 20 (6 класс, ответ 210)

- Найти сумму чисел от – 20 до 23 (6 класс, ответ 6)

- Площадь комнаты 32 м2. Плитка продается в пачках по 6 м2. Сколько нужно пачек плитки? (9 класс, ответ 6 пачек)

- В пачке бумаги 248 листов формата А4. За неделю в офисе расходуется 700 листов. Какое наименьшее количество пачек бумаги нужно купить в офис на 2 недели? (8 класс, ответ 6 пачек)

При объяснении нового материала использую стихотворения, рифмовки, показываю приемы запоминания формул.

Формулы сокращенного умножения

а+b в квадрат

Как возвысить надо?

а2+b2 да еще b

а-b в квадрат

Как возвысить надо?

а2+b2 да минусb

Площадь круга

А я знаю площадь круга,

Научу тому же друга

SR2

Длина окружности

У окружности длина

Во все стороны равна

С=2πR

Раскрытие скобок

Если перед скобкой минус, Он ведёт себя как вирус

Скобки сразу все съедает, Знаки в скобках всем меняет. Ну, а если плюс стоит, Он все знаки сохранит!

Подобные члены

Эти члены очень удобные, Называются просто – подобные. Мы совет эффективный дадим: Заменяй эти члены одним.

Значение числового выражения

Если скобки все раскрыть, Сложить, умножить, разделить, То получится значение Числового выражения.

Использование стихотворений повышает уровень запоминания. Эти простые стихотворения дети помнят много лет.

В работе использую различные дидактические игры.

Игра «Лото»

Разрезаю формулы на части и предлагаю ее собрать.

В эту игру с удовольствием играют не только ученики 5-6 классов, но и 11-тиклассники.

Найди соответствие

  1. (а+ b)2 а) а2-2аb +b2
  2. (а+ b) (а- b) б) а2+2аb +b2
  3. (а- b)2 в) а2- b2

Задания с пропусками

Средней линией треугольника называется________________, соединяющий _____________ с _____________________ противолежащей стороны.

Собери задание.

Решенную задачу или пример разрезаю на части. Обучающийся должен собрать решение в логической последовательности.

Найди ошибку.

Написано решение примера или задачи с ошибкой. Её нужно найти. Задание дается на типичные ошибки.

Раскрой скобки.

(2а-5b) +(3b-5а)= 2а-5b +3b-5а=5а

(2а-5b) - (3b-5а)= 2а-5b -3b-5а=-3а+8b

Решение геометрических задач на готовых чертежах.

Собрана подборка задач по геометрии 7-9 класса на готовых чертежах.

Даю индивидуальные домашние задания.

Вместе, с заранее подготовленными обучающимися, объясняем новый материал. По пройденному материалу обучающиеся составляют тесты и обмениваются ими для решения. Привлекаю ребят к проверке работ одноклассников, анализируем допущенные ошибки.

Вместе с психологом школы проводим беседы по организации учебного труда, показываем приемы запоминания, мотивируем детей к положительному отношению к учебному труду. И закончить свое сообщение я хочу словами Джона Хиббена: «Образование — это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях.»

24.03.2021 21:08


Рекомендуем курсы ПК и ПП