СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми на уроках гуманитарного цикла

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существенные изменения, происходящие во всех сферах современного общества, своеобразно отражаются на содержании, организации и результатах образовательного процесса. Сложные жизненные обстоятельства, кризисы, изменения в социальной, экономической, духовной сферах требуют от человека пополнения знаний, способности осваивать новое, проявлять гибкость и критичность мышления, находить нестандартные, оригинальные решения в проблемных ситуациях, воспринимать и эффективно преобразовывать, использовать новую информацию. Во многом это зависит от степени развития креативности человека как общей творческой способности, определяющей эффективность продуктивной деятельности.

Формирование креативных способностей – это длительный и сложный процесс, требующий напряжённых усилий всех субъектов образования, особенно в период обучения, когда происходит становление личности, закладывается фундамент знаний и компетенций, активно формируются ценностно-мотивационные и интеллектуальные качества человека. Формирование креативных способностей имеет большое значение в работе с одаренными обучающимися, так как креативность является независимым фактором одаренности.

В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений. Для образовательного учреждения работа с одаренными детьми – одно из условий формирования образовательного имиджа учебного учреждения, а также один из показателей результативности педагогической работы. Главная цель этой работы – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и, таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Творческое мышление одаренных учащихся характеризуется неординарностью, гибкостью и способностью выдвигать новые неожиданные идеи; способностью быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи, осуществлять интеграцию социальных и гуманитарных дисциплин.

Прежде всего, необходимо провести поиск способных обучающихся, выявить их творческий потенциал. В связи с этим, разбиваем работу на несколько этапов, первый - это знакомство с учениками, наблюдение за работой на уроке при фронтальном опросе, при выполнении письменных работ, в неформальной обстановке.

После предварительного знакомства с учащимися мы предлагаем им тесты входного контроля, творческие задания по предмету. В результате проделанной работы выясняем, кто из ребят обладает познавательными способностями, имеет хорошие знания по предмету. В случае с нашими обучающими о повышенном уровне знаний речь, как правило, не идет.

Следующий этап предполагает включение обучающихся в олимпиадное движение. На этом этапе учащимся предоставляется возможность принять активное участие в предметных олимпиадах. Вначале проводятся заочные олимпиады. Последние несколько лет ребята стали активнее и охотнее участвовать в олимпиадах, им нравиться почувствовать себя на высоте, ведь в школе большинство из них даже не приглашали к участию в подобных мероприятиях. Если студент чувствует себя уверенно на заочной олимпиаде, показывает хорошие результаты, можно привлечь его к очному этапу, предварительно проведя индивидуальную подготовку за счет консультаций.

Работа с обучающимися организуется на основе комплексного системного подхода на уроках, в ходе которых используются нестандартные задания, задания творческого характера, требующие проявления креативного мышления. Я использую кроссворды, задания на сравнения и анализ, вопросы на межпредметные связи, творческие виды деятельности.

Для успешного развития одаренности учащихся применяем передовые педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технологию исследовательской деятельности, технологию проблемного обучения.

Очень большую роль в развитии и поддержке устойчивого интереса к предмету играет организация самостоятельной работы ребенка. Она начинается с разработки индивидуальной траектории, которая включает в себя подбор творческих заданий, составления списка дополнительной литературы, работа с которой может быть продолжена в библиотеке, на интернет-сайтах, в архиве. Для обучающихся специально разрабатываются задания повышенного уровня сложности, задания не фактологического и констатационного характера, а творческие. Подобные задания, чаще всего, ориентированны на развитие навыков работы с историческими источниками: картами, документами, иллюстрациями, тестом на уроках литературы.

Очень своевременным и актуальным является работа над созданием индивидуального проекта на первом курсе. Выявив в течение первых месяцев обучения одаренных учащихся целесообразно поручить им более самостоятельные, творческие проекты, требующие не только работы с литературой, но и навыков наблюдения, анализа, систематизации, сравнения, творчества. Ребята, стремящиеся к познанию, сами охотно берутся за такие темы. Но им требуется поддержка. Необходимо вместе разработать план исследования: изучение необходимой литературы, ее обсуждение, постановка особенно важных вопрос, способов их разрешения. В моей практике все подобные проекты имеют дальнейшее применение, в котором одаренные ребята также находят возможность проявить себя. Это не только защита своего проекта или выступление на научной конференции, но и участие в различных конкурсах, выступления на классных часах, внеклассных мероприятиях, проведение фрагмента урока, участие в Днях науки.

Развитие интеллектуальных способностей обучающихся дает положительные результаты, которые выражаются не только в победах на олимпиадах разного уровня, но и в успехах студентов в творческих конкурсах, научно практических конференциях. Полученный опыт творческой работы становится основой развития познавательных способностей и креативного мышления, более уверенного поведения и умения презентовать свои способности, стремления к лидерству.

Важной особенностью в работе с одаренными обучающимися является то, что учитель сам должен соответствовать высокой квалификации, обладать огромным интеллектуальным потенциалом и запасом знаний, что требует от него постоянного самообразования, обучения на различных курсах, участия в работе методических советов, в семинарах профессионального сообщества.

Категория: Литература
03.11.2022 12:47


Рекомендуем курсы ПК и ПП