СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с текстом на уроках русского языка

Цель работы с текстом на уроках русского языка – понимание закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка.

Работа с текстом на уроках русского языка- одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи.

Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их компексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:

- нахождение границ предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- собирание текста из фрагментов;

- определение темы, главной мысли, идеи;

- озаглавливание;

- дописывание концовки текста;

- создание текстов разных стилей, разных типов речи.

Приемы работы с текстом.

1. Комплексный анализ текста.

Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста. Пример такой работы:

Задания:

1.Выразительно прочитайте текст

2.Докажите, что это текст. Укажите признаки текста (деление на части, смысловая цельность, связность).

3. Определите тему текста.

4. Определите его основную мысль.

5. Определите стиль текста.

6. Определите тип речи текста.

7. Выполните лексический анализ текста:

8. Найдите и выпишите из текста эпитеты

9.Разберите по составу предлагаемые слова.

10.Определите, есть ли в тексте многозначные слова, слова, употреблённые в переносном значении, синонимы и антонимы;

11.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Проанализируйте орфографию и пунктуацию данного текста.

2.. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «Восстанови манускрипт». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Например, при знакомстве с понятием «Имя прилагательное» предлагается восстановить текст:

Имя прилагательное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени прилагательного - … падеж…числа.

Имена прилагательные имеют следующие постоянные признаки:

Имена прилагательные имеют следующие непостоянные признаки:….

Прилагательные изменяются по … и ….

В предложении имя прилагательное может быть …

Составление рассказа о прилагательном по опорным словам.

3.Работа с деформированным текстом.

Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?

1. Они то косо л.тели (по)ветру, то мягко ложились на голые д.рев.я.

2. Сн.ж.нки падали дни и ночи.

3. Нач.лся сн.пад.

4.Этот снег ш.л н.делями.

5. З.мля и деревья были б.лы.

Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст.

Вставьте, где нужно пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

4. Работа с логическими ударениями.

Может включать в себя сразу три высказывания.

Сравним: Ученики поехали на экскурсию (а не кто-то другой).

Ученики поехали на экскурсию (а не пошли пешком).

Ученики поехали на экскурсию (а не на море).

5. Верные-неверные утверждения.

Этот прием может стать увлекательным началом урока и в то же время способствовать внимательной, кропотливой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о правильности и необходимости информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

6. Синквейн.

Правила создания синквейна:

1 строка – тема текста -одно слово (обычно существительным);

2 строка - описание темы в двух словах (прилагательными);

3 строка – описание действия в рамках темы тремя словами (глаголами);

4 строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме;

5 строка – синоним из одного слова или словосочетания, повторяющий суть темы.

— Литература

— Русская, зарубежная

— Развивает, рассказывает, повествует.

— Помогает познавать мир.

— Самосовершенствование.

7. Инсерт.

Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:

«V» - знаю; «+» - новое для меня; «- » - думал иначе; «?» - не понял, есть вопросы.

8. «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию; уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал;

интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей; творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза; оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов;

практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой.

9. “Снежный ком

Дети распространяют предложение по принципу “снежного кома”. Можно предложить детям слово или словосочетание, или простое нераспространенное предложение. Этот приём побуждает детей к выбору оптимального решения поставленной перед ними задачи, помогает предотвратить такие ошибки, как бедность и однообразие синтаксических конструкций.

Дидактические игры на уроке.

Например:

1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. 2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте. 3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским. 4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

Существуют приемы обучения учащихся умениям и навыкам самостоятельной работы с текстом, учебником. 1. Репродуктивно-поисковая: - комментирование чтения; - ответы на вопросы; - подробный или краткий пересказ; - опорные конспекты; - составление планов; - составление конспектов; - заполнение таблиц; - составление хронологических таблиц; - составление схем, диаграмм; - работа с терминами; - работа с иллюстративным материалом (с рисунками, таблицами, схемами).

2. Сравнительно-аналитическая:

- задания на сравнения изучаемых явлений; - работа по обобщению и систематизации знаний.

3.Творческая:

- постановка вопросов к тексту (жгучих интересных);

- устное или письменное реферирование ответов товарищей;

- составление устных творческих пересказов;

- формулировка определенных понятий;

- тексты с пропущенными словами;

- тексты с ошибками;

- рассказ по заданным словам;

- тесты;

- кроссворды;

- доклады, рефераты, сочинения;

- загадки;

- рисунки.

Заключение

Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:

● учить понимать, принимать, слышать и чувствовать текст;

● расширять речевую память учащегося;

● обогащать словарный запас;

● легко усваивать учебный материал;

● прививать эстетический вкус;

● формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.

V

26.01.2025 10:19


Рекомендуем курсы ПК и ПП