СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Трофимова Надежда, студентка ГБОУ СПО Самарского
социально-педагогического колледжа, 4 курс
Научный руководитель – Федорова Татьяна Викторовна,
Сказка – удивительное явление народного творчества. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике.
Усваивая содержание сказки, дети научатся передавать слова разных героев. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка.
В то же время практика работы воспитателей показывает, что проблема формирования словаря детей в процессе рассказывания сказок разработаны в методике обучения дошкольников родному языку пока недостаточно. Необходимостью дополнительной разработки этой проблемы продиктован выбор темы нашего исследования.
Объект исследования: формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: рассказывание сказок как средство формирования словаря младших дошкольников.
Цель исследования: теоретически конкретизировать проблему развития словаря детей младшего возраста в процессе рассказывания сказок, подобрать и апробировать цикл образовательной деятельности по рассказыванию сказок с включением элементов пальчиковой гимнастики.
Задачи:
1. Выявить особенности развития словаря детей младшего возраста
2. Охарактеризовать задачи и содержание словарной работы в детском саду, методы обогащения и активизации словаря детей
3. Раскрыть специфику использования сказки как средства развития словаря детей
4. Провести диагностику уровня развития словаря детей экспериментальной группы
5. Подобрать и апробировать цикл образовательной деятельности по рассказыванию сказок с включением элементов пальчиковой гимнастики.
6.Проанализировать полученные результаты и разработать практические рекомендации воспитателям по активизации словаря детей.
Гипотеза: мы предполагаем, что система работы с использованием сказок будет способствовать формированию словаря детей младшего возраста при соблюдении ряда условий:
- включение в процесс рассказывания элементов пальчиковой гимнастики;
- элементарного осознания детьми малознакомых слов и выражений;
- активизации в речи сказочных слов и выражений в ходе свободной деятельности детей.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что была показана особая роль работы по рассказыванию сказок детям для формирования их словаря, в разработке цикла образовательной деятельности с использованием сказок с включением элементов пальчиковой гимнастики.
Изучение научной и методической литературы позволило нам сделать вывод, что сказки раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями сказок, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей, учатся сопереживать, проявлять участие. Это основа, на которой воспитываются в дальнейшем важные качества характера. Сказки способны расширить словарный запас ребенка, сделать речь малыша красивой, образной, эмоциональной.
В практической части нашего исследования мы планируем провести следующую работу:
- рассказывание сказок «Колобок», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Теремок» с включением элементов пальчиковой гимнастики;
- объяснение малознакомых и сказочных слов и выражений с помощью картинок, рисунков и жестов;
- активизация этих слов и выражений в самостоятельной деятельности детей: в процессе пальчиковой гимнастики, инсценировок, рассматривания иллюстраций, игр.
Рассказывание сказок с элементами пальчиковой гимнастики – интересная и полезная деятельность для детей, потому что усвоение ребенком любых необходимых ему в жизни умений и навыков протекает значительно легче, если они являются для него привлекательными, представляющими какой-то интерес. В подобных случаях он сам активно старается овладеть этими навыками, а не воспринимает их «в штыки» как нечто идущее вразрез с его собственными желаниями и интересами. Это обстоятельство особенно важно учитывать при формировании у детей сложных и жизненно важных навыков, к числу которых, несомненно, принадлежит и речь.
Несомненно, сказка является мощнейшим средством развития речи у детей еще и потому, что ее можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Она не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке, необходимо только желание родителя и набор хороших детских книжек.
(источник:http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8_%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8_2014)
© 2017, Бяшарова Лиана Альфритовна 1159