СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Запугивание не работает: Татьяна Ушакова о том, как говорить со школьниками о здоровье
Автор
Как объяснить школьникам, что такое здоровый образ жизни и почему нужно бережно относиться к своему здоровью? Почему важно не запугивать, а говорить на равных? Какую цель должен ставить перед собой психолог? Об этом на мастер-классе «“Созвездие Здоровых, Убежденных, Сильных” — игра-размышление о разумном образе жизни. Возможности применения в практической групповой психологической работе» рассказала
Я работаю в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних и возглавляю психологическую службу. Среди задач, которые есть у меня и моих коллег, всегда была графа «Формирование основ здорового образа жизни, профилактика употребления ПАВ». И каждый раз, когда молодые психологи видели эту строчку, они тяжело вздыхали и закатывали глаза. Если честно, какое-то время я делала то же самое, потому что мне тогда было непонятно, причем здесь я? Есть социальные педагоги, школьные учителя, причем здесь мы, психологи?
Однажды я себя поймала на ощущении, что занимаюсь ерундой. Школа хочет, чтобы я сделала «что-нибудь» с курящими девятиклассниками. Я понимала, что я вхожу в детскую аудиторию: школьники тяжело вздыхают, но послушно делают то, что я говорю. Я шла к ним с неохотой. Тема здорового образа жизни мне не нравилась по содержанию, не соответствовала моим представлениям о жизни (я пью много кофе и люблю сладкое). И это конфликтное поле, в котором я оказалась, раздражало — а раздражение забирает на себя большое количество энергии.
Да и само словосочетание «здоровый образ жизни» уже набило оскомину. И не просто так: в центре этого словосочетания — образ жизни. Образ жизни — это то, каким образом я выстраиваю свою жизнь, это то, как я принимаю решение свою жизнь прожить. И тут приходит чужой человек и рассказывает, как мне нужно жить. У любого человека, у которого есть ощущение самостоятельности, возникает желание от этого отстраниться. На самом деле, нет ни одного феномена, который было бы так трудно изменить, как образ жизни. А мы понимаем, что дети не выбирают образ жизни: они ведут тот образ жизни, который ведет их семья. И когда мы начинаем говорить о том, что майонез есть вредно, курить не нужно, а родители ребенка это делают, то с кем мы вступаем в конкуренцию?
И этот сценарий настолько мне надоел, что я решила почитать материалы по этой теме, чтобы хотя бы мне самой стало интересно. Оказалось, что большая часть литературы на эту тему основана на методе, который во всем мире считается устаревшим, — это информирование. В лучшем случае это демонстрация легких курильщика и здорового человека, печени пьющего и непьющего, в худшем случае — показ запугивающего ролика. Сейчас предупреждения на пачках сигарет даже читать не надо, можно просто на картинку посмотреть — курильщики знают о вреде курения намного больше, чем некурящие. Парадокс состоит в том, что методы информирования (лекции, беседы, запугивания) опираются на тезис, что якобы количество полученной информации влияет на поведение. Оно влияет на поведение, но не в такой мере, как это принято считать.
Для школьников старше восьмого класса запугивающие ролики имеют обратный эффект. Девиантолог
У детей уже есть некое представление, что такое хорошо, что такое плохо: им об этом говорят родители и воспитатели в детском саду. У подростков есть свое специфическое представление об образе жизни. И чем больше мы даем им возможностей себя проявить, это проговорить и встретиться с тем, что у ровесников может быть другая точка зрения, тем больше вероятность, что они начнут лучше понимать, что с ними происходит.
В поисках литературы на тему здорового образа жизни я нашла методичку, выпущенную Пермским государственным университетом. В ней была опубликована небольшая статья конца XIX — начала XX века. В статье врач рассуждает на тему здоровья: он вводит понятие «образ жизни» и структурирует понятие «здоровье». Автор определяет здоровье как восьмикомпонентную структуру, в которую входят:
Врач говорит о том, что здоровый образ жизни — это некий идеал: ни один взрослый человек абсолютно здоровый образ жизни не ведет. При этом он отмечает, что было бы хорошо, если бы у людей было некое представление и понимание, что такое здоровье, не для того, чтобы сверяться с этим списком и все время фрустрироваться, а для того, чтобы осознавать, что сам человек делает со своим телом, духом. Он замечает, что «здоровый образ жизни» — это пугающее словосочетание, и он приводит синонимичное словосочетание — «осознанный образ жизни». И когда мы понимаем, что здоровый образ жизни — это осознанный образ жизни, становится понятно, что делать психологу.
Какова же цель психолога в работе со школьниками? Понятно, что мы не можем ставить цель, чтобы дети изменили образ жизни. Цель должна быть достижима: в рамках здоровьесберегающих программ целью может быть повышение осознанности. Повышение осознанности — это не изменение образа жизни, а возможность критично на себя посмотреть и честно сказать, почему и для чего я что-то делаю и как это для меня. И если я даю себе честный ответ, то в следующий раз у меня появляется больше возможностей выбрать тот или иной способ поведения.
© 2021, Беленко-Линёва Марина Петровна 261