СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Размышления классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Медведева Анастасия Вячеславовна МКОУ Прогимназия № 1 г. Новосибирск

В.А. Сухомлинский писал: “Я не один год думал, в чем выражается, наиболее ярко, результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания остаются пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой.”

Какое же мировоззрение формирует сегодняшняя школа?

Многие учителя честно отвечают на этот вопрос - никакое. Но ведь так не должно быть. Человек растет, он должен ответить себе на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо. Он поставлен перед необходимостью хоть в каком-то приближении понять, что такое жизнь, как она устроена и что ему в ней делать. Если сегодняшняя школа оставит на время формирование целостного устойчивого мировоззрения у ребенка, она просто предаст его.

В основе качеств личности всегда лежало отношение человека к другому, к обществу. Но чтобы оно сложилось, и закрепилось, отношение должно долго функционировать, и тогда оно закрепится как качество личности. Для этого требуется общение, оно дает возможность получить и пережить более широкий опыт, усвоить ценностные отношения. Условием общения должно быть: свобода, равноправие, независимость участников общения.

О.С. Газман в статье “Ответственность школы за воспитание детей” предлагает идеи, которыми можно руководствоваться в современных условиях.

Воспитание - это органическая часть целостного “образования личности”, оно осуществляет под влиянием внешних факторов социализации и внутренних процессов саморазвития личности.

И сегодня я хотела бы поразмышлять на эту тему.

Однажды очень близкий мне, далекий от школы, мудрый человек сказал: “Я прожила свою жизнь и никогда не было момента, что бы можно было сказать, что жизнь стала проще, легче, понятнее”. И теперь, как и в другие времена, школа затягивает, заставляет перестаиваться, требует все большего мастерства. Все чаще на педсоветах говорится о новых технологиях, подходах, методах и системах, тенденциях, и все реже - о конкретных судьбах отдельного ребенка, разборах негативного поведения и причин, вызвавших их. Это и многое другое ушло из-под ведомства педсоветов, и перешло в компетенцию советов попечителей и профилактики, социальную и психологическую помощь.

А жизнь классного не перестала быть чрезмерно насыщенной.

Классный руководитель, имеющий нагрузку по предмету, загружен многими социальными и государственно-значимыми делами: всеобуч, горячее питание, работа с неблагополучными семьями, сбором информации о состоянии здоровья, о бесплатном питании, оплату за учебники, выполнением всех рекомендаций районного Управления образования, посещением музеев, театров по графикам, а также подписка на педагогические и детские издания, участия в конкурсах, должен четко в срок отчитаться за эти часы внеклассной работы.

Надо еще проводить информационные или классные часы. Ежедневно заняты и перемены, первые 2-3 проходят в столовой, т.к. в обязанности учителя входит контроль за питанием, а последние - проводятся в гардеробе, когда одеваются ребята и уходят домой и наведении там порядка. Ты должен найти время и на внеурочную работу по предмету, и на оформление документа, включая дневники, и проверку тетрадей, и стимулирующие занятия, при этом не нарушить 101 рекомендацию по орфографическому режиму, 10-балльной системе и пр.

Испытывая эти переживания в других сферах моей жизнедеятельности, я для себя решила: школа - это тоже производство, пусть специфическое, где все ученики, родители, общество - отвечают за результат, и все должны делить тяготы этого процесса.

В моем классе, где я классный руководитель, планы всех классных дел, их обсуждение, подготовка, реализация, решаем и выполняем только вместе: учитель, дети, родители. При этом свою роль классного руководителя я вижу в том, чтобы одновременно заострить проблему, осветить ее с разных сторон и отстоять свою гражданскую и педагогическую позицию.

Например, возникают трудности при проведении КТД в школе, ребята предпочитают использовать готовые сценарии. Но классный руководитель вместе с родителями предлагают план проведения своих совместных мероприятий, успех которых очевиден и не остается без позитивных последствий. А на собраниях я благодарю родителей за помощь, советы, поддержку.

Родительский комитет - избирается, и выполняет обязанности. Между собой мы его называем Советом мудрейших. Дети рады тому, что их родители представлены в родительском комитете. Зачем лишать их повода гордиться своими родителями.

Мои воспитанники привыкают, что надо всем поровну делить время подготовки дел, чтобы жизнь в классе была интереснее, содержательнее, полноценнее.

В процессе выполнения своих поручений они осознают свою значимость, набираются опыта.

Их эмоциональное состояние формирует положительные, нравственные мотивы деятельности каждого ученика, социально-ценностные чувства, которые собственно и воспитывают ученика.

Я следую следующим принципам руководства процесса самоуправления:

  • доверие, вера в силы уч-ся
  • целеустремленность
  • проведение рефлексии (эмоциональное состояние ученика)

Классные часы - дело, требующее большой подготовки и активного участия классного руководителя.

Цель моей воспитательной работы - научить их жить самостоятельно, на пользу людям, научить навыкам и приемам общения.

Любовь, свобода, гармония - вот три величайшие силы воспитания человека, его счастье и судьба. Они дают защиту от ужасов мира, закаливают в жизненной борьбе и уравновешивают немногие радости со многими скорбями.

Школа должна защищать, развивать, поощрять самостоятельность и ответственность. Такое воспитание позволяет преодолевать страх людей перед свободой личного выбора.

Ни одно действие растущего человека не может быть совершено без предварительного размышления над причиной зависимости одних поступков от других. Только таким образом можно развить ценнейшую способность предвидеть последовательность и последствия своих действий.https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-9340

23.08.2018 09:18


Рекомендуем курсы ПК и ПП