СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Загадка звука [й'] и буквы й» (первый урок темы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка в 1-м классе по теме

«Загадка звука [й'] и буквы й» (первый урок темы)

УМК «Перспективная начальная школа»

Сидоренко Ирина Викторовна –

учитель начальных классов МБОУ ООШ №25

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели деятельности педагога: Создать условия для формирования знаний о гласных и согласных звуках, ознакомление со звуком [й] как согласным, звонким, мягким, развитие умений соблюдать правила деления слов на слоги и переноса слов с буквой й; способствовать развитию фонематического слуха, внимания, воспитания культуры учебного труда.

Планируемый результат

Предметные умения

– правильно называть буквы русского алфавита;

– правильно выделять буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

-составлять транскрипцию звуков

Правописные умения:

-каллиграфически правильно писать сочетания, слова с буквами и, й;

-правильно списывать слова и предложения,

-уметь проверять написанное, сравнивая с образцом.

Учебно-языковые умения:

– записывать звуки в транскрипции;

– определять звуки в зависимости от места в слове;

– уметь правильно произносить слова с учетом фонематических норм русского языка.

Речевые умения:

– правильно называть буквы русского алфавита;

– находить нужные слова в группе слов;

– объяснять лексическое значение слова.

Личностные УУД:

-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-определять общие для всех правила поведения;

-определять правила работы в парах, группах;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-формулировать учебные задачи;

-работать по предложенному плану, инструкции;

-высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-отличать верно выполненное задание от неверного;

-осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике, тетради;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

– проводить анализ учебного материала;

– уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь других;

– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

Формы работы

-фронтальная

-работа в парах, группах

-индивидуальная

Книгопечатная продукция:

Учебник. Русский язык 1 класс Н.А. Чуракова— М.: Академкнига/Учебник, 2014

Тетрадь для самостоятельной работы.Русский язык 1 классЕ.Р.Гольфман— М.: Академкнига/Учебник, 2014

Сценарий урока

I.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Настроенье каково!

Ученики: Во!

Учитель: Все такого мнения!

Ученики: Все без исключения!

Учитель: Может, вы уже устали?

Ученики: Мы с собой таких не брали!

Учитель: Может, ляжем, отдохнём?

Ученики: Лучше мы урок начнём!

У нас в гостях солнышко (на доске рисунок большого улыбающегося солнышка).

- Ребята, оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу. Улыбнитесь мне. Ведь улыбка располагает к приятному общению. А теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу:

« Я хочу много знать!».

- Я желаю вам успехов!

II.Актуализация и пробное учебное действие.

-Кто вместе с нами изучает русский язык ?

(Маша и Миша ) (2 слайд)

- Где они сейчас находятся ?

( В Музейном зале, им надо расколдовать животных.)

-Что требуется от нас?

( Наша помощь.)

-Кто готов помочь Маше и Мише?

- Волшебница Анишит-Йокоп даёт нам для этого задание.

Инсценировка разговора Анишит-Йокоп, Маши и Миши

-Перечислите все буквы гласных (в парах).

-Назовите буквы согласных (пользуемся столбиком алфавита)

III. Выявление места и причины затруднения. Сообщение темы урока.

Вопрос от Анишит-Йокоп:

- Буква й – это буква гласного или согласного звука?

-Кто из Вас сразу может ответить на это вопрос?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Давайте определим тему урока.

-Давайте определимся, какие цели стоят перед нами на этом уроке.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Отгадываем загадки:

Спозаранку за окошком Стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам Ходят красные дома.

Трамвай (слайд 3)

-Какой звук слышите в конце слова?

-Какую букву будете писать?

Работаем по принципу один-много

Трамвай - трамваи

-Какими звуками отличаются эти слова? А буквами?

Разделите слова на слоги.

-Почему получилось разное количество слогов?

Кто трясётся за кусточком, Маленьким дрожит хвосточком? Ты трусливого узнай –ка – То наверно, серый (зайка)(слайд 4)

Заменим букву й на букву и.

Зайка-заика

-Изменился ли смысл слов?

Разделите на слоги.

Почему во втором слове в каждой паре на один слог больше?

Какой же из двух звуков образует самостоятельный слог?

Характеристика звука

-Образовать слог может гласный или согласный звук?

Значит, ВЫВОД: звук й –какой: гласный или согласный?

Физкультминутка.(слайд 5)

Анишит-Йокоп:

-Буква й – это буква гласного или согласного звука?

Учитель:

Но ведь согласные звуки обязательно звонкие или глухие.

Анишит-Йокоп:

-Назовите звонкие звуки (в паре).

-А теперь глухие.

Учитель:

-А звук [Й] какой: звонкий или глухой?

Проведём «Аукцион»

-Назовём слова, в которых можно услышать звук [Й] в начале слова, в середине, в конце.

-Произнеси и прислушайся к себе.

-Ты используешь голос, произнося звук й?

Вывод: -значит, звук й –звонкий.

V. Реализация построенного проекта.

-Остановимся на нескольких словах с буквой й, которые мне показались интересными

(слайд 6-8)

-Послушаем наших энциклопедистов…

1) Йод — лекарство, которым обрабатывают раны. Йод получают из водорослей.

Водоросли бывают разной окраски: бурыми, красными, зелеными, синими.

Водоросли — очень полезные растения. Их используют для приготовления лекарств.

Йодом смазан палец мой.

Йод кусает. Ой, ой, ой!

Но пускай пощиплет йод –

Потерплю и всё пройдет!

-Назовите слово-действие, которое было употреблено со словом йод.

2) Йог. Возможности человека очень велики. Это доказали индийские йоги. При помощи системы упражнений они достигают необычайного владения своим телом и психикой. Йоги могут ходить по битому стеклу, задерживать дыхание на длительное время (полчаса – час), повышать или понижать температуру своего тела и еще много чего. Йогами могут быть не только индусы. Но чтобы стать йогом, нужно иметь настоящего учителя и много тренироваться.

3) Йогурт – слабокислый продукт из коровьего молока, заквашенный с добавлением специальных бактерий и фруктовых эссенций. Бывает фруктовый, сливочный, шоколадный. Очень полезный продукт для детей и взрослых.

-Назовите слова-признаки к слову йогурт

-Запишемэти три слова в тетрадях, пользуясь записями на слайде.

-Составим звуковые схемы этих слов, используя условные обозначения.(Работа в парах)

-Прочитаем, что нам сообщает умный Ворон (с. 37)

-Дадим полную характеристику звуку [й].

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи.

Письмо слов с буквой й.

-Поспешим в Музейный Зал. Начнём оживлять птиц.

-Найдите птиц, в написании которых увидим букву й.

Запишем слово чайка.

Поиграем и запишем новые слова в тетрадь:

Замените первую букву другими, какие слова получились(майка, гайка, лайка, байка)

-Мысленно уберём второй слог, что получилось? (Слайд 9)

-А теперь добавим другой слог. Назовём слово. (Слайд 10)

Физкультминутка для рук. Проводится сидя, дети не встают из-за парт.

«Правая ладошка, левая ладошка.»

Ладони прижимаются одна к другой, трутся друг о друга.

«Наступила вам пора отдохнуть немножко.»

Пальцы переплетаются, сжимаясь-разжимаясь.

«Правой ручкой потрясем.»

Встряхивание правой кистью.

«Левой ручкой потрясем.»

Встряхивание левой кистью.

«С неба звездочки достанем

и в тетрадку соберем.»

Дети поочередно тянутся правой и левой руками к потолку и «собирают с неба звездочки.»

«Раз, два, три, четыре, пять -

надо пальцы посчитать.»

Касание пальцами одной руки пальцев другой: большой к большому, указательный к указательному и т.д.

«Чтобы ровно и красиво

все в тетрадке написать.»

Поочередное поглаживание кистью одной руки кисти другой.

VΙΙ. Самостоятельная работа самопроверкой по образцу.

Выполнение упражнения 11 из учебника.

-Прочитайте стихотворение в парах.

-Выпишите слова, обозначающие названия птиц, поделите на слоги (сойка, воробей, соловей)(ребёнок у доски).

Обозначение букв Ю, Я звуками йу, йа

-Найдите в Музейном доме слова названия птиц с буквами ю, я (юрок, ястреб)

-Какие звуки слышим в начале этих слов?

Запишите эти слова, поделив их на слоги.

Самопроверка (Слайд 11).

Работа со словарём.

-Послушайте стихотворение, о ком идёт речь?

Завтра в классе я дежурный!

Как блюститель чистоты,

Мусор вынесу из урны,

А потом, полью цветы,

Доску вытру влажной тряпкой,

По местам все разложу,

Не должно быть беспорядка.

Я за этим прослежу.

Отдежурю я примерно,

Класс проветрю непременно,

Чтобы всем легко дышалось,

В общем, воздухом снабжу.

Ну и маленькую шалость,

Как обычно совершу:

Подложу Ежову Ване

Кнопку. Ну, держись, Иван!

Я устал от обзываний.

Сам ты "бука" и "болван"!

Я мечтаю, мне азартно,

И уроки не учу.

Только кажется, что завтра,

Снова "двойку" получу.

Получу вновь от Ежова.

Может лучше не шутить?

Да, доходит до смешного -

Риск большой дежурным быть!

-Придумайте предложение с этим словом, запишем. Поделим слово дежурный на слоги.

-Подчеркните слова-предметы, действия, признак, слово-помощник.

VΙΙI. Включение в систему знаний и повторение.

Работа в группах

Работа в тетрадях на печатной основе (С.23 Задание 1,2).

ΙХ. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Какую тайну мы сегодня открыли на уроке?

Определите границы знания и незнания.

-Можете ли дать характеристику звука?

-Какими буквами на письме обозначите звук й?

Оцените сами себя (слайд 12).

13.10.2017 18:30


Рекомендуем курсы ПК и ПП