СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Разработка урока русского языка в 1-м классе по теме
«Загадка звука [й'] и буквы й» (первый урок темы)
УМК «Перспективная начальная школа»
Сидоренко Ирина Викторовна –
учитель начальных классов МБОУ ООШ №25
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели деятельности педагога: Создать условия для формирования знаний о гласных и согласных звуках, ознакомление со звуком [й] как согласным, звонким, мягким, развитие умений соблюдать правила деления слов на слоги и переноса слов с буквой й; способствовать развитию фонематического слуха, внимания, воспитания культуры учебного труда.
Планируемый результат
Предметные умения
– правильно называть буквы русского алфавита;
– правильно выделять буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
-составлять транскрипцию звуков
Правописные умения:
-каллиграфически правильно писать сочетания, слова с буквами и, й;
-правильно списывать слова и предложения,
-уметь проверять написанное, сравнивая с образцом.
Учебно-языковые умения:
– записывать звуки в транскрипции;
– определять звуки в зависимости от места в слове;
– уметь правильно произносить слова с учетом фонематических норм русского языка.
Речевые умения:
– правильно называть буквы русского алфавита;
– находить нужные слова в группе слов;
– объяснять лексическое значение слова.
Личностные УУД:
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-определять общие для всех правила поведения;
-определять правила работы в парах, группах;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
-формулировать учебные задачи;
-работать по предложенному плану, инструкции;
-высказывать свое предположение на основе учебного материала;
-отличать верно выполненное задание от неверного;
-осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике, тетради;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
– проводить анализ учебного материала;
– уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
– слушать и понимать речь других;
– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
Формы работы
-фронтальная
-работа в парах, группах
-индивидуальная
Книгопечатная продукция:
Учебник. Русский язык 1 класс Н.А. Чуракова— М.: Академкнига/Учебник, 2014
Тетрадь для самостоятельной работы.Русский язык 1 классЕ.Р.Гольфман— М.: Академкнига/Учебник, 2014
Сценарий урока
I.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Настроенье каково!
Ученики: Во!
Учитель: Все такого мнения!
Ученики: Все без исключения!
Учитель: Может, вы уже устали?
Ученики: Мы с собой таких не брали!
Учитель: Может, ляжем, отдохнём?
Ученики: Лучше мы урок начнём!
У нас в гостях солнышко (на доске рисунок большого улыбающегося солнышка).
- Ребята, оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу. Улыбнитесь мне. Ведь улыбка располагает к приятному общению. А теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу:
« Я хочу много знать!».
- Я желаю вам успехов!
II.Актуализация и пробное учебное действие.
-Кто вместе с нами изучает русский язык ?
(Маша и Миша ) (2 слайд)
- Где они сейчас находятся ?
( В Музейном зале, им надо расколдовать животных.)
-Что требуется от нас?
( Наша помощь.)
-Кто готов помочь Маше и Мише?
- Волшебница Анишит-Йокоп даёт нам для этого задание.
Инсценировка разговора Анишит-Йокоп, Маши и Миши
-Перечислите все буквы гласных (в парах).
-Назовите буквы согласных (пользуемся столбиком алфавита)
III. Выявление места и причины затруднения. Сообщение темы урока.
Вопрос от Анишит-Йокоп:
- Буква й – это буква гласного или согласного звука?
-Кто из Вас сразу может ответить на это вопрос?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Давайте определим тему урока.
-Давайте определимся, какие цели стоят перед нами на этом уроке.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Отгадываем загадки:
Спозаранку за окошком Стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам Ходят красные дома.
Трамвай (слайд 3)
-Какой звук слышите в конце слова?
-Какую букву будете писать?
Работаем по принципу один-много
Трамвай - трамваи
-Какими звуками отличаются эти слова? А буквами?
Разделите слова на слоги.
-Почему получилось разное количество слогов?
Кто трясётся за кусточком, Маленьким дрожит хвосточком? Ты трусливого узнай –ка – То наверно, серый (зайка)(слайд 4)
Заменим букву й на букву и.
Зайка-заика
-Изменился ли смысл слов?
Разделите на слоги.
Почему во втором слове в каждой паре на один слог больше?
Какой же из двух звуков образует самостоятельный слог?
Характеристика звука
-Образовать слог может гласный или согласный звук?
Значит, ВЫВОД: звук й –какой: гласный или согласный?
Физкультминутка.(слайд 5)
Анишит-Йокоп:
-Буква й – это буква гласного или согласного звука?
Учитель:
Но ведь согласные звуки обязательно звонкие или глухие.
Анишит-Йокоп:
-Назовите звонкие звуки (в паре).
-А теперь глухие.
Учитель:
-А звук [Й] какой: звонкий или глухой?
Проведём «Аукцион»
-Назовём слова, в которых можно услышать звук [Й] в начале слова, в середине, в конце.
-Произнеси и прислушайся к себе.
-Ты используешь голос, произнося звук й?
Вывод: -значит, звук й –звонкий.
V. Реализация построенного проекта.
-Остановимся на нескольких словах с буквой й, которые мне показались интересными
(слайд 6-8)
-Послушаем наших энциклопедистов…
1) Йод — лекарство, которым обрабатывают раны. Йод получают из водорослей.
Водоросли бывают разной окраски: бурыми, красными, зелеными, синими.
Водоросли — очень полезные растения. Их используют для приготовления лекарств.
Йодом смазан палец мой.
Йод кусает. Ой, ой, ой!
Но пускай пощиплет йод –
Потерплю и всё пройдет!
-Назовите слово-действие, которое было употреблено со словом йод.
2) Йог. Возможности человека очень велики. Это доказали индийские йоги. При помощи системы упражнений они достигают необычайного владения своим телом и психикой. Йоги могут ходить по битому стеклу, задерживать дыхание на длительное время (полчаса – час), повышать или понижать температуру своего тела и еще много чего. Йогами могут быть не только индусы. Но чтобы стать йогом, нужно иметь настоящего учителя и много тренироваться.
3) Йогурт – слабокислый продукт из коровьего молока, заквашенный с добавлением специальных бактерий и фруктовых эссенций. Бывает фруктовый, сливочный, шоколадный. Очень полезный продукт для детей и взрослых.
-Назовите слова-признаки к слову йогурт
-Запишемэти три слова в тетрадях, пользуясь записями на слайде.
-Составим звуковые схемы этих слов, используя условные обозначения.(Работа в парах)
-Прочитаем, что нам сообщает умный Ворон (с. 37)
-Дадим полную характеристику звуку [й].
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи.
Письмо слов с буквой й.
-Поспешим в Музейный Зал. Начнём оживлять птиц.
-Найдите птиц, в написании которых увидим букву й.
Запишем слово чайка.
Поиграем и запишем новые слова в тетрадь:
Замените первую букву другими, какие слова получились(майка, гайка, лайка, байка)
-Мысленно уберём второй слог, что получилось? (Слайд 9)
-А теперь добавим другой слог. Назовём слово. (Слайд 10)
Физкультминутка для рук. Проводится сидя, дети не встают из-за парт.
«Правая ладошка, левая ладошка.»
Ладони прижимаются одна к другой, трутся друг о друга.
«Наступила вам пора отдохнуть немножко.»
Пальцы переплетаются, сжимаясь-разжимаясь.
«Правой ручкой потрясем.»
Встряхивание правой кистью.
«Левой ручкой потрясем.»
Встряхивание левой кистью.
«С неба звездочки достанем
и в тетрадку соберем.»
Дети поочередно тянутся правой и левой руками к потолку и «собирают с неба звездочки.»
«Раз, два, три, четыре, пять -
надо пальцы посчитать.»
Касание пальцами одной руки пальцев другой: большой к большому, указательный к указательному и т.д.
«Чтобы ровно и красиво
все в тетрадке написать.»
Поочередное поглаживание кистью одной руки кисти другой.
VΙΙ. Самостоятельная работа самопроверкой по образцу.
Выполнение упражнения 11 из учебника.
-Прочитайте стихотворение в парах.
-Выпишите слова, обозначающие названия птиц, поделите на слоги (сойка, воробей, соловей)(ребёнок у доски).
Обозначение букв Ю, Я звуками йу, йа
-Найдите в Музейном доме слова названия птиц с буквами ю, я (юрок, ястреб)
-Какие звуки слышим в начале этих слов?
Запишите эти слова, поделив их на слоги.
Самопроверка (Слайд 11).
Работа со словарём.
-Послушайте стихотворение, о ком идёт речь?
Завтра в классе я дежурный!
Как блюститель чистоты,
Мусор вынесу из урны,
А потом, полью цветы,
Доску вытру влажной тряпкой,
По местам все разложу,
Не должно быть беспорядка.
Я за этим прослежу.
Отдежурю я примерно,
Класс проветрю непременно,
Чтобы всем легко дышалось,
В общем, воздухом снабжу.
Ну и маленькую шалость,
Как обычно совершу:
Подложу Ежову Ване
Кнопку. Ну, держись, Иван!
Я устал от обзываний.
Сам ты "бука" и "болван"!
Я мечтаю, мне азартно,
И уроки не учу.
Только кажется, что завтра,
Снова "двойку" получу.
Получу вновь от Ежова.
Может лучше не шутить?
Да, доходит до смешного -
Риск большой дежурным быть!
-Придумайте предложение с этим словом, запишем. Поделим слово дежурный на слоги.
-Подчеркните слова-предметы, действия, признак, слово-помощник.
VΙΙI. Включение в систему знаний и повторение.
Работа в группах
Работа в тетрадях на печатной основе (С.23 Задание 1,2).
ΙХ. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Какую тайну мы сегодня открыли на уроке?
Определите границы знания и незнания.
-Можете ли дать характеристику звука?
-Какими буквами на письме обозначите звук й?
Оцените сами себя (слайд 12).
© 2017, Сидоренко Ирина Викторовна 827