СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развитие читательской компетенции второклассников на уроках литературного чтения в начальной школе посредством включения пятиминуток в структуру урока
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети едва научившись читать в начальной школе, взрослея, читают всё хуже и хуже. Чтение книг в современном мире часто заменяют гаджеты, которые не побуждают мыслить, анализировать, делать выводы, а учат мыслить по шаблону, дают сухую информацию. Систематическое же общение с книгой способствует эмоциональному и духовному развитию детей, взаимопониманию и общению. Книги учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания, расширяют кругозор. Всё это подтолкнуло меня к переосмыслению подхода к организации уроков литературного чтения учащихся через введение в их структуру литературных пятиминуток. Использование подобных пятиминуток должно быть системным и целенаправленным для повышения читательской компетенции школьников, формирование умений самостоятельной и творческой деятельности, умений работать с различными источниками информации, развитие коммуникативных умений.
Качество образования в современной начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Существуют разные приемы формирования читательской компетенции у обучающихся, я выбрала несколько эффективных и применяемых мною на практике:
Речевые разминки:
на – на – на – мы увидели слона,
но – но – но – мы играем в домино,
ан – ан – ан – где у нас диван,
ин – ин – ин – вы ходили в магазин?
Упражнения для дикции:
вдох через нос, на выдохе через рот произносим звуки: а, о, у, и, е, я;
вдох, на выдохе называем цифры по порядку до 5, 10, 15;
вдох, на выдохе проговариваем любую пословицу, [3, с.19].
Чтение слогов в разных комбинациях:
он ан ун ын нте нты нтя нту,
трри-трра-тррэ, трро-трру-трри.
Чтение слов: однокоренных (двор – дворник – дворовая, трава – травка – травушка), похожих по буквенному составу (лень – олень, мех – смех, дом – дым, лук – люк).
Проговаривание скороговорок (в различных темпах - медленно, быстро): шесть мышат в шалаше шуршат; проворонила ворона вороненка; хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок; два щенка, щека к щеке, щиплют щётку в уголке.
Использование приема «Молния» заключается в следующем: детям на очень короткое время показывают слово, а они должны успеть его прочитать и записать. Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов, [4, с.62].
Восстановление отрывка текста из ранее прочитанных произведений:
Пош__ Му__ на ба__ и купи__ само__:
Приходи__ тарака__ я вас чаем уго__ !
Чтение предложений и текстов со вставкой лишних букв или цифр:
В ленсу жигвѐшт медрведь. Тажм поед денревом у непго божльшакя бекрлонга.
Лю4бит он хо8дить в ма9лин3ник ла5ко1мить6ся.
Чтение предложений и текстов без пробелов: Волчатаиграютоколоноры,
забабочкамигоняютсявозятсяауслышатхрустветкисразупрячутсявноре.
Чтение предложений и текстов с пропуском некоторых гласных:
П-ш-л м-л-нький ёж-к по л-су гул-ть. Увид-л кр-сную яг-дку и накол-л ее на иг-л-чку. Увид-л р-жую л-с-чку и тоже нак-лол.
Прием "Зазеркалье": чтение предложений и текстов с конца справа налево (ьригенс отЭ.яансарк-окря акдург а,яанмёт амаС.ацитп амод сан у тёвиЖ), [1, с.57]
Прием «День — ночь»: чтение с соблюдением команд - «День!» — дети приступают к чтению; «Ночь!» все закрывают глаза. Затем снова назвать команду «День!», после этого нужно учащимся найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение.
Прием «Живая картинка»: один ученик читает отрывок текста с заданным чувством (с мольбой, жалостью, возмущением, весело, печально, зло), а другой ученик мимикой реагируем на прочитанное.
Прием "Таблица Шульте": в данных таблицах содержатся числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней предложить другой вариант таблицы, [2, с.47].
Таким образом, систематическое и целеправленное использование на уроках литературного чтения указанных приемов работы на пятиминутках в начале урока позволит повысить читательскую активность, расширить кругозор у обучающихся, чтение для учащихся будет легким, понятным и приятным времяпрепровождением.
Список литературы:
1. Виноградова Е.П. Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е.Е. Пановой. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. – 116 с.
2. Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения./ О.А.Кузнецов, Л.Н.Хромов - М.: Просвещение, 1983.– 87с.
3. Панкратова Е.В., Пожидаева Т.Ф. Формирование читательской грамотности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС. Методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2023. – 44 с.
4. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2. – С.61-65.
© 2025, Двоеглазова Ирина Сергеевна 85