СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности средствами иностранных языков. ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Сформировать читательскую грамотность у учащихся среднего звена при работе с несплошным текстом.

Задачи: развивать читательскую грамотность; развивать коммуникативную компетенцию; развивать навыки и умения самостоятельно учиться и использовать полученные знания для самообразования.

Впервые понятие функциональной грамотности появилось в качестве важнейшей задачи ЮНЕСКО, которое предполагало минимальный уровень грамотности для современного человека. В наши дни функциональная грамотность-это «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней» [3, 4]. Надо вырабатывать такие навыки и умения, которые помогут справиться с решением жизненно важных задач. Поэтому сегодня учитывая, что обучение чтению «не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью» [3, 10].

Функциональная грамотность состоит из таких компонентов, как читательская грамотность, математическая, естественно-научная, финансовая, креативное мышление, глобальные компетенции.

Для формирования личности на начальном этапе учителю необходимо использовать:

технологию личностно-ориентированного обучения;

технологию индивидуализации обучения;

дифференцированное и разноуровневое обучение;

развивающие технологии;

технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре;

технологию проблемного обучения;

приемы обучения смысловому чтению;

проектный метод;

исследовательскую деятельность обучающихся;

технологию обучения в сотрудничестве или групповую работу; информационно-коммуникационные технологии;

игровые технологии;

здоровьесберегающие технологии.

Например, для развития креативного мышления на уроках английского языка применяю: проектные работы, технику коллажирования, ментальные карты, визуальные арт технологии - друдлы, драматизацию диалогов, рассказов, интерактивные технологии.

В своей работе остановлюсь на читательской грамотности, так как считаю, что, благодаря ей, развивается способность человека понимать тексты, размышлять и добиваться своих целей, расширять знания, возможности. Она является основой для достижения результатов в других предметных областях, помогает в становлении социально-активной личности.

Л.Рождественская И.Логвина отмечают, что в исследовании PISA грамотность чтения подразделяется на следующие уровни:

1) поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень);

2) поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;

3) поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией;

4) поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;

5) понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста [3, 6].

Поиск в тексте конкретной информации, определение главной темы, озаглавливание текста, установление порядка его частей –это начальный уровень понимания текста на уроках английского языка. К нему применимы такие задания и приемы как «Верно/Неверно/Не сказано в тексте», «Ассоциации», «Множественный выбор», «Ключевые слова», «Дефиниции», «Заполни пропуски», «Пазлы».

Развитию функционального чтения в среднем звене способствуют несплошные тексты (нелинейные), где информация представлена в виде рисунков, графиков, диаграмм, таблиц, схем. Здесь необходимо выработать способности взаимодействовать с информацией (находить, извлекать, понимать и осмысливать информацию, представленную в разных формах), умение делиться ею и использовать ее для решения определенных задач. К несплошным текстам также относятся информационные листы (расписания, каталоги, меню), билеты, чеки, рекламные вывески, дипломы, аттестаты, анкеты, резюме, удостоверения, карточки-абонементы, приглашения. Информация на них обычно выражена в сжатой словесной или наглядно-символической форме. Согласно международному исследованию PISA высший уровень читательской грамотности – это извлечение информации из несплошных текстов. Помимо извлечения информации, можно трансформировать ее из сплошного текста в несплошной или составить свой несплошной текст на заданную тему. В ходе чтения нелинейного текста происходит распознавание его элементов, выявление связей между элементами текста, целостное его восприятие, критическое осмысление. Можно интерпретировать текст в письменной или устрой форме. В современном мире это является ценным умением, так как в быстро меняющемся информационном потоке человек должен быстро и правильно находить полезную для себя информацию, интерпретировать ее, а также применять полученные знания на практике.

Вот такие методы работы с некоторыми нелинейными текстами на уроках английского языка в средней школе я применила.

В языковых таблицах отражена закономерность, сущность какого-либо правила или понятия, что способствует наиболее быстрому усвоению этого понятия, запоминанию правила, определенной нормы. Таблицы являются хорошим подспорьем при изучении грамматики английского языка. В линейке учебников «Spotlight» часто грамматический материал дается в виде таблиц.

С помощью данной таблицы учащиеся выводят формулы для простого прошедшего времени, чтобы в дальнейшем путем подстановочных действий варьировать лексическими единицами. Особое внимание уделяем частям речи, так как многие дети в 5, 6 классах испытывают трудности их определения. Объясняем, что от порядка расстановки членов предложения зависит смысл высказывания.

Для повествовательного предложения: «подлежащее - сказуемое в форме прошедшего времени Ved – второстепенные члены предложения».

Для вопросительных предложений: «вспомогательный глагол в прошедшем времени Did – подлежащее – смысловой глагол в начальной форме V– второстепенные члены предложения».

Краткие положительные ответы: «Да, подлежащее (местоимение) - did».

Краткие отрицательные ответы: «Нет, подлежащее (местоимение) - didn’t».

Для отрицательного предложения: «подлежащее – didn’t - V– второстепенные члены предложения».

Далее говорим об указателях прошедшего времени, об их функции в предложении, месте употребления, о прошедших формах глагола to be (was/were).

Получив опыт подробного разбора грамматической таблицы, учащиеся в дальнейшем самостоятельно смогут считывать с нее информацию.

Отрабатываем полученные знания на практике. Вот что составили ученики:

Sharon moved to San Francisco last month.

Did Sharon move to San Francisco last month?

Yes, she did.

No, she didn’t.

Sharon didn’t move to San Francisco last month.

Использование грамматических таблиц помогает значительно сэкономить время на фиксировании нового материала в тетради, во время закрепления его на практике.

Полезные навыки учащиеся приобретают, работая с графиками, диаграммами. Умения читать и строить графики и диаграммы, согласно ФГОС, являются одними их важных познавательных УУД и необходимыми предметными навыками. К самым распространённым видам графиков относятся круговая диаграмма, блок-схема, столбчатый график. При описании любого графика важно упомянуть какой график перед вами находится и какую информацию он представляет; основные характеристики и тенденции, показанные на графике; общее впечатление о графике.

Изучая тему «Телевизионные программы» в 6 классе, мы научились работать с круговой диаграммой. Сегменты круговой диаграммы представляют собой изображение составных частей каких-либо пропорций, величин и другого рода соотношений. Это один из наиболее наглядных и эффективных способов предоставления данных. Чрезвычайно важно научиться правильно описывать круговые диаграммы. Для этого используется особый язык чисел, категорий и сравнений, который стоит отдельно запомнить. Работая с ней, дети учатся сравнивать секторы диаграммы, анализировать, выявлять закономерности.

Учебник 6 класса предлагает сформулировать однотипные предложения для разных секторов. Мы научились объяснять, что в общем показывает данная круговая диаграмма.

This pie chart illustrates US teens TV habits.

Разнообразили работу сравнением разных секторов, выявлением наиболее крупного или меньшего из них.

Sitcoms is the largest. Shows is more than news.

Научились делать вывод, обобщать сказанное.

55% of American teenagers like watching sitcoms and drama.

Слова для сравнения пропорций были написаны на доске: more/less, largest/smallest, the most/the least. Научились высказывать свою точку зрения, расспросить соседа о его предпочтениях. Слова для обобщения были написаны на доске: all of, most of, a few of, none of.

In my opinion, music shows are boring.

Reality shows are interesting for me.

What would you like to watch?

I like watching sports.

All of my classmates like reality shows.

Some of them don’t like music shows.

None of them like the news.

A few of them watch dramas.

Most of them like sitcoms.

Задание для учеников 6 класса на составление несплошного текста вовремя аудирования. Во время подготовки к аудированию с выборочным пониманием текста учащиеся изучили плакат и сделали предположения, какая информация пропущена, чтобы выделить ее из аудиотекста. Прослушивая аудирование, заполняли пропуски. Далее работали в парах: составляли и задавали вопросы друг другу по плакату и отвечали на них, тем самым оценивая свое понимание аудиотекста и соседа по парте.

What is the name of the film? – «School of Rock».

What type is this film? - It is a comedy.

What rating does the film have? - The film has a PG rating.

When is the third show of the film? – at 8:00 pm.

How much does it cost? – It costs only three pounds for children under 16.

Текст с пропусками всегда вызывает интерес у учащихся, они рассматривают его как игру. Это позволило пробудить интерес к изучаемому вопросу, развить навыки самостоятельной работы, коммуникативные навыки, умения применять полученные знания на практике.

Таким образом, работа с несплошными текстами способствует формированию читательской грамотности, способствует развитию личностных познавательных и регулятивных УУД, реализует коммуникативно-деятельностный подход.

Для оценки функциональной грамотности можно использовать портфолио учащихся. В портфолио собираются различные работы, выполненные в процессе обучения, такие как письменные задания, аудиозаписи, видео и проекты. Это позволяет учителю получить полное представление о прогрессе ученика и его навыках. Например, учитель может оценить, как ученик работает над своим произношением, анализируя аудиозаписи, а также увидеть, как он развивает свои письменные навыки через различные тексты. Портфолио также помогает ученикам осознать свои достижения и выявить области, требующие дальнейшего развития.

Технологии оценки, такие как формативное и суммативное оценивание, также становятся важными инструментами в преподавании иностранного языка. Формативное оценивание предполагает постоянный мониторинг успехов учащихся на протяжении всего учебного процесса. Это может быть достигнуто через регулярные опросы, тесты и мини-проекты. Суммативное оценивание проводится в конце учебного периода и позволяет учителю подвести итоги и оценить общий уровень знаний. Например, в конце семестра можно организовать финальный проект, в рамках которого учащиеся представят свои навыки на практике, демонстрируя свою функциональную грамотность.

Использование технологий также позволяет интегрировать элементы самооценки и взаимной оценки в процесс обучения. Например, учащиеся могут оценивать работы друг друга, используя заранее разработанные критерии. Это не только развивает критическое мышление, но и учит давать конструктивную обратную связь. Самооценка, в свою очередь, помогает учащимся осознать свои сильные и слабые стороны, а также сформировать более глубокое понимание своих языковых навыков.

14.08.2025 11:38


Рекомендуем курсы ПК и ПП