СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В профессиональной подготовке будущих специалистов, наряду с формированием и развитием профессиональных компетенций, существенную роль играет воспитание в них коммуникативной культуры, обеспечивающей им комфортное существование и успех в общении не только с коллегами, но и со всеми людьми, с которыми приходиться им иметь дело при выполнении своих функциональных обязанностей. Сегодня практически все организации оценивают и отбирают себе такие кадры, которые проявляют компетентность и находчивость в своей области деяний. Причем речевой имидж – важнейшая составляющая их профессионализма. Именно поэтому владение русским языком и культурой речи является необходимой частью их творческого состояния. Для того чтобы быть востребованным, занять достойное место в коллективе, добиться несомненных успехов в работе требуется от современного человека развитие коммуникативных качеств, а именно:
Нельзя не согласиться с мнением Л.А. Введенской «Ошибки в речи малограмотного человека свидетельствуют о его низкой общей культуре, ошибки в речи образованного человека свидетельствуют о его небрежном отношении к своей речи, о безответственном отношении к своей работе, своим обязанностям». Давайте задумаемся над вопросом чему же необходимо в первую очередь обучить будущего специалиста? Ответ на этот вопрос очевиден – помочь ему осознать, что его будущая профессиональная деятельность – это своеобразный бесконечный диалог: прежде всего диалог с самим собой, сверстниками, коллегами, партнерами, руководством. Наш выпускник должен помнить о речевой ответственности, ведь он является носителем гражданского самосознания и хранителем речевой культуры, русского литературного языка. Практика показывает, что большинство обучающихся нашего техникума владеет, в лучшем случае, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании специфических языковых средств, допустимых в разговорной речи (жестов, интонации, мимики), но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам книжного литературного языка. Владение связной монологической речью – высшее достижение речевой культуры носителя русского языка. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Однако, как показывают наблюдения, обучающиеся не могут правильно составлять связные высказывания, испытывают всегда психологический дискомфорт в процессе самого публичного выступления. Из-за этого развитие связной речи их тормозится: она становится менее раскованной и эмоциональной, механизм более трафаретной. Вообще, следует отметить, что формирование способности монологического устного речевого воздействия на партнера – не решенная еще проблема для всего современного общества. Воспитание речевой культуры обучающихся осуществляется обычно на занятиях по всем дисциплинам гуманитарной направленности. Но, на наш взгляд, особое внимание следует уделять курсам «Русский язык» и «Литература». Воспитательной целью дисциплин, изучаемой на первых и вторых курсах, в звасисмости от выбранной специальности, выступает использование педагогического потенциала дисциплины для воспитания и развития личностных качеств обучаемых, которые необходимы им для успешной социализации и подготовки к будущей профессиональной деятельности в процессе освоения и принятия системы ценностей, этических норм и правил, регулирующих отношения личности в семье, обществе и государстве. Данные дисциплины готовят к более глубокому восприятию и усвоению навыков, которые необходимы востребованному обществом специалисту для успешной работы в коллективе, а также для общения в различных сферах коммуникации: бытовой, правовой, научной, социально-государственной. Следовательно, уже на сейчас нужно научить обучающихся коледжа устанавливать контакты с людьми, что предполагает готовность его к любому диалогу в соответствии с складывающимся в общениях ситуациями. Основная задача курсов «Русский язык», «Литература» заключается в формировании у студентов потребности анализировать не только свою, но и чужую речь. А это позволяет им мотивированно использовать языковые средства, которые будут оптимальны при решении коммуникативных задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Поскольку культура речи предполагает правильное и уместное употребление языковых средств в определении речевой ситуации и обеспечение наибольшего эффекта в достижении поставленных коммуникативных целей, то в воспитании такой культуры выделяют две стороны педагогического процесса:
1) выработку у обучающихся умения говорить и писать правильно – в соответствии с нормами литературного языка;
2) формирование у них умения говорить и писать хорошо, искусно – с соблюдением практической стилистики и риторического канона.
При изучении тех или иных языковых единиц и их конструкций, мы показываем текстообразующий потенциал, раскрываем особенности их функционирования в речи, обучаем студентов нормам литературного языка, обогащением словарного запаса их, грамматический строй их речи синонимами. При этом опираемся на такие понятия как стиль, тип речи и категориальные признаки текста. Работа по овладению нормами русского литературного языка формирует навыки правильного воспроизведения слова, структуры словосочетания и предложения. Работа по обогащению речи воспитывает умение не только правильно, но и уместно, с учетом требований контекста употреблять языковые средства в речи. При выполнении упражнений, роль которых заключается в выработке указанных умений, включает задания на творческое наблюдение, при этом сопоставляются как нормативный, так и ненормативный варианты, сравниваются слова и обороты близкие по значению. Тексты, предлагаемые обучающимся на занятиях, относятся к различным стилям речи, способствуют гуманизации обучения, воспитанию интереса и любви к избранной профессии. В результате у студентов расширяется словарный запас, обогащается запас грамматических конструкций, вырабатывается гибкость в обращении с языковыми средствами. Работа эта способствует развитию чувства языка и приучает обучающихся к самооценке речи с позиций правильно/неправильно, лучше/хуже. Как показывает опытно-экспериментальная работа, эффективность наблюдений за языковыми средствами значительно повышается, если они проводятся как один из этапов профессиональной деятельности. Только в этом случае проблема выбора языкового средства наполняется практически смыслом, становится проблемной ситуацией, а сам выбор получает мотивацию в содержании речи, а также в условиях общения. У обучающегося появляется возможность сказать, прежде всего, самому себе примерно следующее: «Я выбираю именно это языковое средство, потому что оно лучше других передает содержание моей речи в данной речевой ситуации. Если условия общения изменятся, то для передачи этого же содержания я выберу другую конструкцию». Языковая тренировка в таком случае приобретает практически значимый смысл. Такой речевой опыт не проходит бесследно, он закрепляется в памяти. Следующее направление работы – развитие связной речи обучающихся. Основное внимание здесь обращается на содержательную сторону высказывания, развитие коммуникативных умений. Это умение определять объем содержания и границы темы, подчинять изложение основной мысли, а также выражать мысли точно, правильно и по возможности ярко, к сожалению это не у всех получается. Важно также и умение совершенствовать написанное. Иными словами, система занятий по курсу закрепляет полученные в школе умения ориентироваться в ситуации общения: анализировать мотивы речевой деятельности, условия и задачи общения. Чтобы эта система работала эффективно, необходимо приблизить условия обучения к естественным условиям общения, то есть надо ввести обучающегося в речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней для того, чтобыон ясно представлял себе собеседника, а также условия речи и поставленные задачи общения. Эта проблема может быть решена с помощью данных функциональной стилистики, факторов, обуславливающих стиль речи: сферы общения – официальная или неофициальная, условий общения – персональная или массовая коммуникация, функции общения – общения, сообщения, воздействия. Стилистика помогает ввести студентов в мыслимую или представляемую речевую ситуацию и вызвать у них потребность в общении. Как показывает практика, наиболее благоприятные условия для совершенствования речи создаются в том случае, если обучение проводится на уровне учебной речевой деятельности, т.е. в условиях, приближенных к естественной коммуникации, обеспечивающих сознательность в построении высказывания и более высокую мотивацию в обучении. Большую роль в обучении играет метод моделирования речевого высказывания. Он реализуется в различных видах ситуативных упражнений, основанных на зависимости создаваемых дискурсов от речевой ситуации. Таким образом, ситуативные упражнения повышают речевую культуру и культуру поведения в целом. В этом их большое воспитательное значение.
Необходимо помнить и о том, что овладение орфоэпической, грамматической, лексической, стилистической нормами – шаг необходимый, но недостаточный для формирования общекультурной компетенции. Актуальна работа над остальными качествами хорошей речи – точностью, логичностью, чистотой, уместностью, богатством и выразительностью, все это необходимо знать для того чтобы повысить уровень владения публичной речью, необходимой для современного специалиста.
Таким образом, наша основная цель – воспитание сильной языковой личности в условиях ориентации на общечеловеческие ценности, возрождение традиций русской духовной культуры, принципы общечеловеческой морали, конечная же цель – обеспечить достойное профессиональное общение, умение вести дискуссию, диалоги с партнерами, вести с ними, если нужно и дискуссии. Работа по формированию речевой культуры обучающихся сложна, важна, длительна и многогранна. Она должна проводиться не только на занятиях по дисциплинам «Русский язык» и «Литература», но и на занятиях по всем другим дисциплинам. Только совместными усилиями всех педагогов можно воспитать грамотных востребованных специалистов.
© 2024, Ратанов Максим Николаевич 119