СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Выступление на МО
Развитие личностных, предметных и метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы.
Основное общее образование – вторая ступень общего образования, поэтому нужно учитывать возрастные особенности подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Но при этом необходимо опираться на знания, полученные на первой ступени – в начальной школе. Именно там делается упор на знаниевый компонент образования. На второй ступени на первое место выдвигается не столько знаниевый, сколько деятельностный компонент. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени должна быть связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами – так говорится в Сборниках нормативных документов, в Федеральном компоненте государственного стандарта.
Все это нашло отражение в учебниках, составленных на основе ФГОС. Учебник по русскому языку входит в переработанную в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования линию УМК Ладыженской, Баранова, Тростенцовой и др. Учебник по литературе под редакцией Коровиной также переработан в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта. В этих книгах большое внимание уделяется формированию и развитию личностных, предметных и метапредметных результатов.
Специально подобранные тексты, иллюстрации, по-другому сформулированные вопросы и задания – все это позволяет достигать желаемых результатов. Например, в учебнике по русскому языку есть отдельный параграф «Читаем учебник», где ребенок узнает, как надо правильно знакомиться с любой книгой, самостоятельно изучает учебник, условные обозначения, а затем коллективно под руководством учителя выполняет упражнение 9, в котором требуется найти правила, различные задания к упражнениям и т.д.(метапредметные результаты). Чтобы достичь метапредметных результатов на уроке литературы, детям дается, например, задание найти изображения старинных книг в Интернете и описать их устно. Так постепенно дети учатся соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий, корректировать свои действия, оценивать правильность выполнения учебной задачи. Постепенно формируется и развивается компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Личностные результаты также достигаются при выполнении различных заданий и упражнений. Например, в системе уроков по русскому языку отводится отдельное занятие «Слушаем на уроке», на котором ребята знакомятся с правилами этикета (как правильно задать вопрос, если что-то непонятно), изучают приемы слушания, пытаются анализировать себя и одноклассников как слушателей. Ученикам предлагается ответить на вопросы, какого учителя вы более внимательно слушаете и почему, внимательно ли слушаете ответы других учеников, обращаете ли внимание на слова, которые учитель выделяет голосом, задаете ли вопросы, если что-то непонятно и т.д. Есть немало упражнений, выполняя которые необходимо разделиться на команды. Одно из заданий по литературе: показать родителям свой учебник по литературе и попросить их вспомнить и рассказать про учебник, по которому они учились в школе. Дети охотно выполняют эти задания. Таким образом формируется коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе деятельности, осваиваются социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Предметные результаты формируются при выполнении различных игровых заданий, часто используются шуточные тексты. Например, на уроке русского языка при изучении пунктуации вниманию детей предлагается стихотворение Б.Заходера, в котором не поставлено ни одного знака препинания. Детям предлагается прочитать это стихотворение, осмыслить его и поставить точки и запятые, чтобы устранить все несуразности и нелепости. А потом необходимо доказать, что знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного. На уроках литературы используются, например, такие задания: сопоставить старинные и современные книги, подготовить устные сообщения на различные темы и выступить с этими сообщениями перед одноклассниками, дать определения различным терминам с помощью учебника и словарей, прочитать и пересказать текст… Так постепенно происходит освоение знаний о языке, дети учатся пользоваться различными словарями, овладевают разными видами речевой деятельности и элементарной литературоведческой терминологией, учатся анализировать литературные произведения, пересказывать, осмысленно читать, отвечать на вопросы и адекватно воспринимать различные тексты.
Но достижение всех этих результатов затрудняется тем, что учащиеся нынешних 5-х классов в начальной школе не учились по ФГОСам. Поэтому далеко не все умеют самостоятельно работать, искать, анализировать, систематизировать материал. Небольшой кругозор, маленький словарный запас, непрочные знания по предметам – все это создает определенные помехи. Трудности возникают еще и потому, что дети многие не умеют читать: проглатывают звуки, слоги, не дочитывают, а догадывают слово, не понимают прочитанное, при чтении гонятся за скоростью. Отсутствует выразительное и осмысленное чтение. А это порождает не очень хорошую успеваемость по всем предметам, ведь чтение – это основа учения. Тяжело дается работа в группах: спорят, ссорятся, не всегда реагируют на замечания учителя. Учителю трудно и с написанием конспектов к урокам: очень они громоздкие, времени на их написание уходит слишком много. Чтобы писать конспекты, надо не вести уроки, а заниматься только бумагомаранием. Вобщем, есть над чем работать.
© 2019, Сечина Алина Сергеевна 692