СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе и игровой. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития ребенка.
Проблема развития у детей самостоятельности всегда была актуальной. В настоящее время общество ставит перед дошкольными образовательными учреждениями высокие требования и на первый план выдвигаются задачи по созданию условий для развития самостоятельной, творчески активной, целеустремленной личности, т. е. на создание целостной системы развития и воспитания дошкольников.
Психологи и педагоги называют дошкольный возраст – возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, они называют игрой. Игра занимает весьма важное, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении.
Что же такое – «игра»? По определению большой советской энциклопедии, игра́ — это вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате, а в самом процессе. Так же термин «Игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.
Детская игра - исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят важные изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
Игра это язык ребенка, форма выражения впечатлений. Это социально-принятый способ вхождения ребенка в мир взрослых, его модель социальных отношений.
В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 2-3 лет дети начинают осваивать образно-логическое представление действительности. Играя, дети начинают придавать предметам воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры «понарошку»). Всё это способствует развитию самостоятельности.
Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на по-верхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Кто-то скажет, что самостоятельность – это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи. Кто-то решит, что это независимость от мнений окружающих и свобода выражения своих чувств. А для некоторых, самостоятельность – это умение распоряжаться своим временем и своей жизнью.
Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу, скажем, 2-3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок.
Абсолютной, единой для всех самостоятельности нет. Она может быть разной при оценке одного и того же действия. Если, например, 3-летний малыш вознамерился сам завязать шнурки на своих ботинках и преуспел в этом, мы, безусловно, восхитимся его умелостью. Но нам и в голову не придет восхищаться сыном-подростком только за то, что он шнурует ботинки. Другое дело, если он подготовит научный доклад или возьмет на себя часть родительских забот по хозяйству. Иначе говоря, самостоятельность – не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения.
В ФГОС дошкольного образования одной из главных и необходимых задач для успешного развития самостоятельности выделяется правильная организация игры, как в группе раннего возраста, так и в других последующих.
Выделяют три вида игр: творческие игры (иными словами сюжетно - ролевые) игры с правилами (к ним могут относиться такие игры, как дидактические) и, подвижные игры (во ФГОС они относятся к физическому развитию дошкольников). В каждой из таких видов игр, можно легко, а самое главное «играючи», привить ребенку самостоятельность.
Организация работы по развитию у детей самостоятельности в ходе различных игр может быть организована следующим образом:
1. Сюжетно-ролевые игры. В сюжетно ролевых играх отражается интерес детей к жизни взрослых и подражание ей. Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время, ни в какой деятельности нет строгих правил. Конечно же в сюжетно – ролевой игре, хоть и отводится большое значение самостоятельности дошкольников, но это не значит, что дети остаются одни, воспитатель должен делать всё, чтобы сосредоточить внимание играющих на целях, которые основаны на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Воспитатель помогает найти ребенку роль, чтобы изменить нежелательное. На примере сюжетно – ролевой игры «Семья» педагог замечает, что не все дети участвуют в игре. Тогда он задает вопросы детям, участвующим в этой игре: «А не хотите ли вы сходить семьей в кафе?» Так появляются в игре дополнительные профессии: повар, официант, продавец. Игра принимает новое направление. Появление такой длительной игры говорит о новом, высоком этапе развития творчества. В длительных коллективных играх имеется больше возможностей для предварительного обдумывания, обсуждения игры, что способствует развитию самостоятельности мысли. При организации игры педагог должен стремиться к тому, чтобы дать возможность детям проявить самостоятельность и инициативу. Если дети не хотят решать вопрос преднамеренно и обращаются за помощью к педагогу, то он должен не сразу спешить с разбором жалоб. Спокойно выслушать и сказать: «Дело у вас серьезное. Но ведь я не имею право вмешиваться в ваше дело - я же не работаю у вас». Часто такой подход помогает ребятам вновь войти в игровую ситуацию, поверить в серьезность ее и решить все вопросы самостоятельно.
2. Дидактические игры. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание, самостоятельность.
Дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности у детей. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.
Одним из важных факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Предметно-развивающая среда в детском саду должна представлять условия для самостоятельной осмысленной и полезной деятельности детей.
Таким образом, можно сказать, что самостоятельная игровая деятельность дошкольника не имеет ничего общего со стихийным, хаотическим поведением. За ней всегда стоит руководящая роль и требования взрослого человека. Однако с развитием детей это воздействие становится все менее и менее открытым. Вынужденный постоянно подчиняться требованиям взрослых ребенок начинает ориентироваться на них как на определенные нормы поведения. Лишь на основе соответствующих выработанных привычек – сложившихся стереотипов – отвечающих требованиям старших, может быть воспитана подлинная самостоятельность, как ценнейшая черта личности.
© 2021, Стрельцова Анастасия Николаевна 452