СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развитие техники пулевой стрельбы
в детско-юношеском возрасте
Введение
В технике стрельбы все элементы связаны между собой и в равной мере являются главными. Например, нельзя точно прицелиться, не затаив при этом дыхания, или без прицеливания не будет точного попадания в центр мишени. Рациональная изготовка обеспечивает наименьшие колебания системы «стрелок-оружие», и вследствие этого стрелку легче произвести прицельный выстрел. Но наиболее важным элементом все же является управление нажатием на спусковой крючок. Это завершающий элемент в технике стрельбы, и точность выстрела в большей мере зависит от того, сможет ли стрелок выдавить рабочий ход спускового механизма, не сбивая наводки оружия. Однако существуют общие принципы выполнения каждого элемента, некий эталон наиболее совершенной техники с незначительными вариациями. Рассмотрим наиболее общие положения техники стрельбы.
Несмотря на разнообразие существующих методов тренировки в
различных видах спорта, в связи со спецификой стрелкового спорта (малоподвижность, преимущественная статическая работа мышц) в последние годы утвердилось два метода, тесно связанных между собой. Это методы повторной и соревновательной тренировки.
Первый метод заключается в систематическом повторении упражнений. Благодаря повторению одних и тех же движений возникают и закрепляются новые условно-рефлекторные связи, формируются двигательные навыки и происходит автоматизация движений. Этот метод позволяет отрабатывать отдельные узловые части двигательного навыка и этим создавать наиболее благоприятные условия для разучивания по частям и в целом всего упражнения. Следовательно, этот метод предусматривает разучивание и отработку отдельных элементов техники стрельбы, поиски новых и наиболее выгодных для себя технических и тактических приемов выполнения упражнения.
Второй метод заключается в том, что стрелок в соревновании с другими членами команды (при соблюдении всех правил соревнований) выполняет стрелковое упражнение с максимальной мобилизацией своих сил и возможностей. Этот метод предусматривает укрепление моральных и волевых качеств спортсмена, а также подготовку организма к перенесению сильных и разнообразных раздражителей, которые, как правило, отрицательно сказываются на протекании двигательных реакций, нарушая согласованность в движениях стрелка при производстве выстрела.
Совершенно очевидно, что первый метод - регулярные занятия стрелка на огневом рубеже - обеспечивает дальнейший технический рост его мастерства, а второй метод направлен главным образом на то, чтобы стрелок смог в условиях соревнований показать результаты на уровне своей технической подготовленности. Поэтому во время организации тренировок нужно предусматривать разумное сочетание этих двух методов, не злоупотребляя ни тем, ни другим.
Основные этапы спортивной подготовки
На этапе начальной подготовки стрелков в соответствии с письменным заявлением родителей зачисляются лица как правило в возрасте 10-12 лет желающие заниматься пулевой стрельбой и не имеющие медицинских противопоказаний.
С зачисленными осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники пулевой стрельбы из пневматической винтовки (ПВ)
Основные задачи этапа: формирование сознательного отношения к занятиям физической культурой и стойкого интереса к пулевой стрельбе; укрепление здоровья и закаливание организма юных стрелков; обеспечение разносторонней физической подготовленности и формирование специальных качеств (силовая и статическая выносливость, равновесие, координирование движений, ловкость); утверждение здорового образа жизни, развитие морально-волевых качеств обучающихся; профилактика отрицательных воздействий тренировочных нагрузок при стрельбе; усвоение мер безопасности при обращении с оружием и правил поведения в тирах, формирование навыков их выполнения; изучение материальной части оружия; освоение и совершенствование техники выполнения выстрела при стрельбе в избранном виде оружия; участие в классификационных соревнованиях и выполнение в стрельбе «лежа» нормативов, III или II юношеских спортивных разрядов.
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
Основные задачи этапа: дальнейшее развитие общих и специальных физических качеств; дальнейшее укрепление, сохранение здоровья и закаливание организма обучающихся; закрепление знаний о мерах безопасности при обращении с оружием и правилах поведения в тирах, на стрельбищах, закрепление навыков их выполнения; повышение уровня общей психологической подготовленности; повышение уровня спортивно-технического и тактического мастерства в избранном виде оружия, выработка прочных нервно-мышечных связей, необходимых для данного вида спорта; участие в соревнованиях; достижение стабильности высоких спортивных результатов; твердое усвоение обязанностей и прав участников соревнований, условий выполнения освоенных упражнений в соответствии с Правилами соревнований, требований к оружию, изготовкам, экипировке.
Главными элементами техники стрельбы на первоначальном этапе подготовки являются изготовка, прицеливание, нажим на спусковой крючок и производство выстрела.
ИЗГОТОВКА.
Одним из основных факторов, предопределяющих качество выстрела, является устойчивость системы «стрелок-оружие». Даже идеальное прицеливание и правильный нажим на спусковой крючок не могут полностью компенсировать недостатки в устойчивости оружия. Поэтому при обучении технике стрельбы лежа или стоя следует стремиться к тому, чтобы найти для стрелка наиболее рациональную изготовку, которая сохранится и при максимальном мышечном напряжении. При изготовке к стрельбе следует в какой-то мере расслаблять лишь те сравнительно небольшие группы мышц, которые не принимают непосредственного участия в удержании тела стрелка в позе изготовки. В спортивной практике известно, что расслабленные мышцы резче, чем напряженные, реагируют на внезапные воздействия внешних и внутренних раздражителей. Доказано, что по мере уменьшения напряжения мышц происходит увеличение смещения оружия мышцами в результате реагирования стрелка на различные внешние раздражители — шум, ожидание отдачи и т.д. Поэтому необходимо иметь в виду, что каждая мышца должна находиться под некоторым напряжением в зависимости от той работы, которую она должна выполнять при удержании оружия.
Процесс удержания оружия должен быть доведен до автоматизма. Сознательное повторение каждого движения при подъеме и удержании оружия делают автоматизированным каждое движение, сохраняя постоянный контроль за работой мышечных групп лишь в тех случаях, когда что-либо не в порядке или если установленная последовательность действия чем-нибудь нарушается.
Требования к изготовке: устойчивость тела стрелка и оружия; свободное перемещение оружия по вертикали и горизонтали; удобство позы для стрельбы. Ошибки при изготовке могут быть следующими:
1. Закрепощенность изготовки, скованность, скрытое напряжение некоторых групп мышц. Это вызывает неустойчивое положение, мелкое колебание оружия, рассеивание пробоин.
2. Слишком широко или слишком узко поставленные ступни ног. Следствием этой ошибки является неудобство позы или недостаточная устойчивость системы «стрелок-оружие».
3. Недостаточный или чрезмерный поворот туловища и ног в сторону мишени. При таком положении трудно быстро и правильно выполнить не только тонкую, но и грубую наводку винтовки на мишень.
4. Чрезмерная напряженность обеих рук, отчего быстро возникает утомление в статической позе.
5. Слишком низкое положение локтя левой руки (у гребня тазовой кости), вследствие чего винтовка сильно наклонена вниз. Даже компенсаторного наклона туловища назад часто бывает недостаточно для выполнения прицеливания. Необходимо поднять локоть выше.
6. Неправильное положение локтя правой руки, в силу чего затыльник ложа не стоит в плечевой впадине, а упирается в плечевую кость. В связи с этим положение оружия часто бывает нестабильным.
7. Неправильное положение локтя левой руки: он должен находиться под винтовкой, это создает достаточную устойчивость системы «стрелок-оружие».
Правильность изготовки проверяется так: после принятия позы изготовки и наведения винтовки в сторону мишени следует ненадолго закрыть и открыть глаза. Изготовку можно считать верной, если линия прицеливания проходит недалеко от мишени. В практике принято считать, что линия прицеливания должна проходить на расстоянии 1, 5-2 диаметров мишени.
Специальные стрелковые упражнения для разучивания и совершенствования изготовки стоя:
1) стрельба со стойки для винтовки;
2) передвижение вперед и назад в позе изготовки (принять позу изготовки, поставив ступни ног на одной линии). Медленно пройти вперед 5 — 7 шагов (ступня к ступне), стараясь не выпускать из прицела мишень и не нарушая изготовки;
3) сохранение позы изготовки, стоя на деревянных брусках, рельсах или подвижной опоре (типа качающейся платформы);
4) стрельба без патронов;
5) удержание позы изготовки и выполнение правильного прицеливания в течение 3-5 мин;
6) стрельба по черному кругу (иметь как можно меньше пробоин за пределами круга);
7) чередование выстрелов патронами с выстрелами вхолостую;
8) для совершенствования устойчивости оружия в изготовке стоя применение различных по весу винтовок;
9) стрельба после задержки дыхания, на неполном и полном выдохе;
10) стрельба с преодолением сопротивления в вертикальной и горизонтальной плоскостях (на ствол винтовки надевается резинка, другой конец которой прикреплен к полу или к стене).
Специальные стрелковые упражнения для разучивания и совершенствования изготовки лежа:
1) принять позу изготовки, прицелиться. Закрывая глаза, изменить положение головы, отвести взгляд в сторону, расслабить левую руку. Принять первоначальное положение, открыть глаза, посмотреть в прицел. Положение винтовки относительно мишени не должно изменяться;
2) в положении изготовки перемещать ноги и туловище, принимая левый локоть за ось вращения. Определить удобное положение для ног и туловища. Уловить момент, при котором резко изменяется положение ствола винтовки относительно цели;
3) заряжая винтовку, закрыть оба глаза и приложить щеку к прикладу, а затем, через 3 — 5 с, открыть правый глаз и посмотреть на ровную мушку. Положение будет правильным, если ровная мушка окажется правее или левее цели; следует, не отрывая левого локтя, переместить туловище и ноги вправо или влево. Если ровная мушка окажется ниже цели, то, не сдвигая локтя левой руки, следует переместить корпус назад, и наоборот;
4) принять позу изготовки и прицелиться. Сохранить эту позу в течение 2 — 3 мин;
5) стрельба со станка;
6) стрельба с упора;
7) стрельба с уменьшенного упора;
8) стрельба без патронов;
9) стрельба по черному кругу (иметь как можно меньше пробоин за пределами круга);
10) Стрельба по белому листу.
Прицеливание.
Во многих случаях стрелки недостаточно правильно и прочно осваивают навык прицеливания. Правильное прицеливание заключается в том, чтобы расположить на одной линии (линии прицеливания) прицел, вершину мушки и точку прицеливания и тем самым придать оружию требуемое направление по отношению к цели.
При прицеливании новички обычно допускают грубую ошибку: они стремятся точно подвести мушку под «яблоко» мишени и не следят за выравниванием вершины мушки по отношению к плечикам гребня прицела. Непременным условием правильного прицеливания является такое взаимное расположение прицельных приспособлений, при котором будет выдержана «ровная мушка».
Для формирования навыка прицеливания целесообразно применять упражнение «стрельба по белому листу». Организовать такую стрельбу предельно просто. Обычная мишень переворачивается обратной стороной или берется любой лист бумаги того же размера. Спортсмен получает задание не стремиться к хорошему результату стрельбы, а следить лишь за тем, чтобы в момент прицеливания отчетливо видеть мушку, находящуюся в центре диоптрического отверстия, и при этом плавно осуществлять спуск. Смысл упражнения — в учете особенностей зрительного восприятия человека. Дело в том, что наш глаз не может одинаково отчетливо видеть объекты разной удаленности. Поэтому стрелку приходится выбирать — фокусировать зрение на мушке или на черном «яблоке» мишени.
При прицеливании всегда следует устанавливать только ровную мушку.
Начинающий в момент прицеливания чаще всего допускает такие ошибки.
Вершина мушки расположена выше краев прорези прицела — попадания будут выше. Даже небольшое отклонение мушки в прорези прицела дает значительное перемещение средней точки попадания (СТП), т.е. некоторой центральной точки, вокруг которой на площади рассеивания располагаются пробоины. А если вершина мушки расположена ниже краев прорези прицела, СТП переместится вниз. Если вершина мушки, находясь на уровне краев прорези прицела, расположена ближе к ее правому или левому краю, СТП переместится вправо или влево.
Чаще встречаются комбинированные ошибки, когда стрелок берет «крупную» или «мелкую» мушку и одновременно придерживает ее вправо или влево. СТП переместится соответственно вправо-вверх, влево-вверх, вправо-вниз и влево-вниз.
При неоднообразном прицеливании, т.е. когда стрелок ставит мушку относительно прорези прицела по-разному, СТП может перемещаться и незначительно ухудшается кучность стрельбы.
Все эти ошибки можно обнаружить с помощью прицельного станка и указки. При работе с прицельным станком необходимо следить за тем, чтобы стрелок при прицеливании располагал голову на одном и том же расстоянии от прицела.
Как уже говорилось, глаз не может одновременно ясно видеть далекие и близкие предметы. Поэтому, когда стрелок сосредоточивает внимание на мишени, он хуже видит прицельные приспособления и не может точно фиксировать правильное положение мушки в прорези прицела или в отверстии диоптра.
Основное внимание стрелок должен обращать на правильное положение мушки в прорези, а не на ее положение относительно точки прицеливания.
Если стрелок не следит за величиной просвета между вершиной мушки и нижним обрезом черного «яблока» мишени и «берет» его по-разному при каждом выстреле или вместо внесения поправок в прицеле меняет его величину при стрельбе, следует напомнить ему, что величина просвета при каждом выстреле должна быть одинаковой.
При разучивании прицеливания необходимо применять «показную мушку», «прицеливание с диафрагмой», «ручную указку».
Специальные стрелковые упражнения для разучивания прицеливания:
1) стрельба со станка;
2) стрельба без патронов;
3) стрельба по черному кругу;
4) стрельба на кучность;
5) стрельба после задержки дыхания, на неполном и полном выдохе;
6) подводка мушки по габариту различных фигур (круг, треугольник, квадрат) с целью упорядочения хаотических движений ствола.
СПУСК КУРКА.
Наиболее сложным элементом техники стрельбы является спуск. От его правильности зависит успех всей проделанной работы. Для попадания в центр мишени необходимо, чтобы выстрел произошел в момент совмещения мушки с точкой прицеливания. Стрелки используют два варианта спуска.
1. «Сухой» спуск — без «предупреждения». Он характерен тем, что спусковой крючок при нажатии заметно не перемещается, но как только прилагаемое усилие превысит его натяжение, происходит выстрел.
2. Спуск с «предупреждением». Характеризуется предварительным свободным ходом спускового крючка и последующей остановкой на так называемом «предупреждении», после дополнительного усилия для преодоления сопротивления «предупреждения» следует выстрел.
Следует стремиться к хорошей устойчивости оружия, которая позволяет стрелку не спешить с выполнением спуска. В этом случае, чтобы не нарушить наводки оружия, спортсмену надо добиться следующего:
— чтобы мышцы указательного пальца действовали строго изолированно от других мышц кисти;
— чтобы усилие спуска было направлено параллельно оси канала ствола, не создавало сил, смещающих оружие в сторону;
— чтобы величина усилия была достаточной для выжима спуска, но не излишней.
При производстве выстрела рекомендуется постепенное, плавное нажатие на спусковой крючок до момента выстрела.
Специальные стрелковые упражнения для овладения спуском:
1) нажатие на спусковой крючок без использования какой-либо точки опоры;
2) попеременное движение указательным пальцем вперед и назад;
3) тренировка в спуске в темном помещении или с закрытыми глазами, что является хорошим средством, поскольку все внимание при этом сосредоточивается только на работе пальца;
4) контроль за работой пальца осуществляет один из товарищей по команде;
5) упражнения для устранения ошибок при спуске курка. На кончик указательного пальца надеть свернутый из бумаги колпачок. Наблюдая за скоростью движения кончика колпачка, можно определить, правильно ли и плавно ли стрелок производит нажим на спусковой крючок.
Правильную работу пальцев со спуском следует осваивать в течение всего года, т.е. и в соревновательном периоде.
На каждой тренировке необходимо некоторое время уделять исключительно изучению процесса спуска. Если же этим пренебречь, то может случиться так, что при неудачном выступлении на соревнованиях или после нескольких неудачных выстрелов юный стрелок разучится правильно производить выстрел.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Предлагаемые нами технологии формирования умений и навыков стрельбы у юных стрелков помогут им показывать лучшие общие результаты в процессе тренировок и соревнований
-80%
© 2020, Каримов Сергей Владимирович 173