СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Знают ли наши воспитанники, что свою жизнь, свою судьбу они выстраивают, созидают сами? Уже сегодня. Уже сейчас. Кто-то уверен, что знают, ибо мы, взрослые, часто говорим им об этом. Действительно говорим, но что и как делаем, чтобы каждый день, каждый миг они воспринимали и переживали как жизненную перспективу, как сегодняшний ориентир на будущее?
Именно на это и направлена программа Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности», которая и реализуется в нашей школе.В ней основной акцент сделан на формирование умений целостного оптимального самоопределения личности во всех сферах жизнедеятельности.
5 класс. Познай себя (самопознание).
6 класс. Сделай себя сам (самовоспитание).
7 класс. Научи себя учиться (самообучение или самообразование).
8 класс. Утверждай себя (самоутверждение).
9 класс. Найди себя (самоопределение).
10 класс. Управляй собой (саморегуляция).
11 класс. Реализуй себя (самоактуализация).
Занятия проводятся специалистами школы (психолог, социальный педагог, медицинский работник, воспитатель) и главной их целью является успешное формирование самосовершенствующегося человека.
Позиция педагога: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину. Позиция воспитанника: свобода выбора, самоопределение, творческая активность.
Каковы организационно-методические особенности занятий?
Особенность деятельности – работа с внутренним миром ребёнка, с его переживаниями, интересами, отношениями.В процессе занятий применяю словесные, наглядные и практические методы. Причём две трети времени отвожу на практические, тренинговые формы работы. Основной метод, используемый на занятиях - беседа и диалог. Часто применяю высказывания « по кругу», чтобы каждый имел возможность высказаться, принять участие в групповой работе демонстрирую и проявляю крайнее внимание к высказыванию каждого воспитанника, стимулирую самостоятельность и независимость суждений, принимаю любое иное мнение, не давая односторонних оценок.
Огромную помощь в решении вопросов мотивации оказывает игра. Игра - эффективнейшее средство социализации ребёнка, его приобщения к нормам и ценностям общества. Использую различные типы игр:
· Диагностические, в которых ученики познают себя, свои качества. Это «Путаница», «Зеркало», «Встаньте в круг», «Взгляд»
· Активизирующие, такие, как «Ромашка», «Замри», «Букет» и т.д.
· Игры-театрализации «Банка вредных глупостей», фестиваль «Я- личностей»
· Ролевые игры: от проигрывания ситуаций-проб до моделирования общественных отношений « Строим автомобиль», « Домашняя утварь» и др.Также на занятиях широко применяются формы работы: групповая дискуссия, «мозговой штурм», работа в малых группах — в парах, тройках, объяснение, выполнение упражнений и тестов, изучение рекомендаций, оценивание Я-концепции, мысли мудрых, ситуации-пробы и выработанные социально-приемлемые позиции
Какова структура занятий?
1.Приветствие.
2. Разминка - упражнения, действия, позволяющие настроить на разговор, на основную работу
3.Завязка- проблемная ситуация, формирующая соответствующую мотивацию для занятий
4. Основная часть, где рассматриваются в теоретическом и практическом плане вопросы основного материала. Упражнения, практические работы на закрепление и применение
5. Подведение итогов, рефлексия – для ребят это способ прислушаться к себе, поразмышлять о своём внутреннем состоянии и его причинах.Наибольший мотивирующий эффект дают специально организованные «встречи» с различными социальными ситуациями. В курсе «Самосовершенствование личности» предлагается более сотни ситуаций-проб, охватывающих обширную тематику жизненных ситуаций.
В таких ситуациях-пробах ребёнку предоставляется свобода выбора способа социального поведения и рекомендуются правильные с позиций общечеловеческой культуры решения-социально-приемлемые позиции. Ситуации-пробы стимулируют у уч-ся доминантную установку на самосовершенствование, вселяют веру в собственное «Я»
Общее для всех видов и форм деятельности ребят – это создание ситуации, требующей от личности самостоятельного решения, что, в сущности, и есть начало самовоспитания.
Наряду с основным занятием, в рамках реализации этого курса, проводятся занятия «Эмоциональный канал»,их основу составляет знакомство с произведениями мировой и отечественной культуры, которые указаны в советах :почитать (книги), послушать (музыкальные произведения, песни), посмотреть (фильмы, картины художников),которые также являются средством мотивации к самосовершенствованию.Важно,чтобы простейшие чувства были наполнены социально значимым содержанием. Воспитание здесь - это воспитание чувств, развитие эмоционально-чувственной формы, научение находить удовольствие в нравственном поведении, обогащение воспитанника культурно-этическим опытом. Эмоции, чувства- важнейшие внутренние стимулы личности к активности, творчеству, успеху.Здесь используются такие приемы, как :
где большая роль принадлежит информационно-коммуникационным технологиям. Применение здоровьесберегающих технологий также актуально на этих занятиях.Считаю, что технология саморазвития личности Г.К.Селевко является актуальной на этапе введения ФГОС в основной и средней школы, так как применима ко всем категориям и группам детей, ведущая роль отводиться формированию положительной Я-концепции, отслеживанию изменений и коррекции недостатков, и предоставляет полноценный инструментарий в интересной и доступной форме для детей и педагогов.
© 2017, Миллер Ирина Владимировна 367