СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словарная работа в школе — область методики русского языка; охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов; активизацию словаря, использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение словаря, т. е. устранение из активного словаря учащихся диалектных, просторечных, вульгарных слов. В начальных классах словарная работа проводится исключительно на практической основе, с 4 класса получает теоретическую опору в виде кратких сведений по лексикологии, а затем и по стилистике.

Приведу примеры некоторых упражнений, используемых для развития словарно-орфографической работы на уроках русского языка.

Упражнение 1

Задание: составь предложение со словарным словом (словами).

Цель: формирование умения правильного употребления словарного слова в речи.

Автобус, автомобиль, адрес, апрель, берёза, быстро, вдруг, весело, ветер, вокзал, воробей, ворона, воскресенье, вторник, вчера, герой, дежурный, декабрь, деревня, дорога, до свидания, завтра, завтрак, здание, здравствуй, земляника, иней, июль, июнь, картина, квартира, кино, компьютер, коньки, корзина, космонавт, космос, лестница, лопата, месяц, мечта, мороженое, мороз, Москва, мультфильм, народ, ноябрь, обед, облако, овощи, одежда, однажды, октябрь, отец, пальто, пенал, платок, понедельник, посуда, праздник, пятница, работа, рисунок, Россия, русский, сегодня, сентябрь, скоро, собака, соловей, спасибо, среда, столица, суббота, телевизор, телефон, товарищ, ужин, ученик, фамилия, февраль, четверг, что, чувствовать, щавель, ягода, январь

Упражнение 2 «Комментатор»

Задание: вставь пропущенную орфограмму, объясни написание. Даны словарные слова с пропущенными орфограммами (ошибкоопасные места). Необходимо вставить букву, дать ей характеристику.

Цель: формирование навыка комментированного письма

Например: т_тра_ь или как вариант т(и,е)тра(т,д)ь

1.б/гл. Е в корне слова, непроверяемая ударением;

2.парн.согл. Д, которую можно проверить (звук согласный проверяй - рядом гласный подставляй)-тетради, где /Д/ стоит в сильной позиции.

Упражнение 3 «Немой» словарик».

Задание: учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя.

Цель: формирование навыка комментированного письма

Упражнение 3 «Толковый» словарь»

Задание: ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием.

Цель: у ведущего ученика упражнение формирует навык грамотного построения предложений, а у остальных развитие внимания, расширение словарного запаса

Упражнение 4 «Выборочный диктант»

Задание: ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием.

Цель: формирование навыка комментированного письма и нахождения орфограмм в слове на основе слухового или зрительного восприятия.

Пояснение: это может быть и зрительный выборочный диктант. В этом случае необходимо определять временные границы выполнения работы и затем выявлять, кто из детей нашёл больше слов. Причём, в этой работе важно не просто списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм).

Упражнение 5 «Схемы – угадайки»

Задание: узнать слова, зашифрованные схемами с указанными «словарными» орфограммами.

Цель: формирование творческого мышления, орфографической зоркости.

___О___О___

Ответ: воробей, молоко _______СС__

Ответ: касса, масса

_О_О_А

Ответ: ворона, дорога

_О_О_

Ответ: мороз

_О_А_А

Ответ: лопата

_Е_Е_

Ответ: ветер

Упражнение 6 «Лишнее слово».

Задание: найти лишние слово.

Цель: развитие орфографической зоркости, внимания, творческого мышления

Пояснение: эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу. Заранее тщательно подбирать слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова.

Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».

Сорока, ворона, петух, корова, дорога.

Далее идут рассуждения:

  1. Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 слов, а для слова петух – всего 5.
  2. Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2.
  3. Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную.
  4. Я считаю, что «лишнее» слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО? И т. д.

Упражнение 7 «Буквы – липучки»

Задание: дана определённая орфограмма. За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.

Цель: развитие орфографической зоркости, внимания, творческого мышления

Например:

Орфограмма -ОРО- (ворон, сорок, город)

01.10.2015 18:04


Рекомендуем курсы ПК и ПП