© 2017, Иванова Мария Михайловна 309
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности обучающихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решать многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь, пусть пока небольшие по объему и содержанию, научные идеи.
Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность обучающегося, их способность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей учащихся.
Существуют разные приемы и методы работы с учащимися, направленные на развитие познавательной активности. Актуальным является прием использования краеведческого материала на уроках географии и во внеурочной работе. Очень трудно изучить что-либо в мировом масштабе, не разобравшись в том, что происходит вокруг. Глобальные закономерности, которые определяют природу планеты и жизнь общества, всегда пространственно выражены. Но только анализ локальных примеров позволяет науке выявить, а учащимся понять общие закономерности, в том числе и глобального характера. Общие понятия, проявление глобальных закономерностей должны рассматриваться на материале своей страны, республики (области, края), так как это создаёт возможность применения сформулированного Н.Н. Баранским положения "игры масштабами". Особое место при этом занимает изучение своей республики и своей местности, что способствует формированию важнейших географических умений, в том числе умение "мыслить глобально - действовать локально", развивает интерес к предмету.
Еще одно основание, доказывающее необходимость использования на уроках и во внеурочной деятельности краеведческого материала, емко изложено в словах К.Д. Ушинского: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный не только образованный, но и даже полуобразованный, всегда ближе знаком со своим отечеством, с родным языком, литературой, и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе, со своей родиной и всем, что к ней относится».
Эти слова не потеряли своей актуальности и в наши дни. Наверно поэтому все больше в настоящее время мы говорим о краеведческом принципе обучения. Он позволяет учителю связать в единое целое процесс обучения и воспитания, а теоретические знания учащихся – превращать в конкретные умения и навыки. Эти знания становятся более осознанными, устойчивыми, обеспечивая в большей мере должную географическую подготовку учащихся. Не менее значимая, а может быть и самая главная задача краеведческого принципа обучения – воспитательная. Привить любовь к своей Родине, научить любить природу родного края, формировать желание жить для своей республики, города – все это является основными воспитательными задачами краеведения.
© 2017, Иванова Мария Михайловна 309