СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной активности на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательной активности на уроках математики

Привалова Мария Викторовна

Введение

Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности.

В настоящее время ускорение ритма жизни, приводит педагогическую науку к поиску способов повышения интереса учащихся к урокам и обучению в целом. Одна из причин потери интереса школьников к учебе – это непригодность использования ряда традиционных приемов обучения для нынешнего ученика. Так, например, занятия, акцентированные на авторитарном нажиме, приказах, указаниях и бездоказательных утверждениях вызывают раздражение, отрицание и скуку. Сегодня, чтобы вовлечь учащегося в процесс учебы, необходимо не только больше индивидуальных, практических заданий, связанных с повседневной жизнью, но и создание новых приёмов и методов, побуждающих их к активной познавательной деятельности.

При создании уроков, формирующих активную познавательную деятельность, один из главных аспектов влияния возраст учащихся, так как он влияет на особенности и ограничения в развитии. С возрастом связан характер поступков учащихся, круг его запросов и интересов, особенности мышления, социальные проявления.

Обучение, которое не ставит знания в информационные рамки, которое не является многократным повторением одного и того же учебного материала, которое направленно на развитие познавательного интереса и их творческую деятельность, являются наиболее эффективными в формировании мотивации к учению.

Существует много способов стимуляции познавательного интереса. Можно разделить их на три группы:

  • Первая группа связана с содержанием учебного материала. Это новизна содержания, обновление уже усвоенных знаний, сравнение с современными достижениями науки, историзм, практическая значимость содержания.
  • Вторая группа строится на основе отношений между участниками учебного процесса. Сюда входит: эмоциональный фон сопровождающий уроки, отношения между учащимися и учителем, ведь когда материал объясняет любимый учитель, слушать его приятно и интересно. Должна быть атмосфера взаимной поддержки, помощи и доверия, позитивный настрой учителя, чувство соперничества и поощрения при достижении цели, недопущение учебных перегрузок и переутомлений.
  • Третья группа основана на организации деятельности. К ней можно отнести многообразие методов и форм, применяемых на уроке, разнообразие творческих и лабораторных работ, элементы исследования, различные самостоятельные работы, постановка проблемы, новизна и многообразие приёмов занимательности.

1.Мотивация познавательной активности путём использования заданий практического содержания приближённых к реальной действительности

Суть данного пути заключается в том, чтобы организация учебной деятельности была приближена к реальным жизненным ситуациям. Создаются такие математические задачи, в которых учащийся осознает значимость теоретического материала, необходимого для практического применения.

Пример 1 Например, при изучении темы «Умножение одночлена на многочлен» в 7 классе встречается ошибка: учащиеся умножают одночлен только на первый член многочлена. Поэтому после теоретического объяснения целесообразно сделать акцент на пример из жизни. а2 Ведет себя словно проводник в поезде, он поочередно проверяет билет у каждого «пассажира» в скобках.

Пример 2 основан на переходе от задач к теории, нередко это создает проблемную ситуацию. Решение прикладных задач с разными сюжетами даёт возможность связать изучение теории с практикой.

2. Мотивация путём проблемной ситуации

Проблемный подход к обучению является особенно эффективным методом мотивации познавательной активности. Он способствует интеллектуальному развитию, формирует мировоззрение, моральные и эмоциональные черты личности.

Например, при изучении темы «Иррациональные числа» можно предложить учащимся назвать целые или дробные числа, квадратами которых являются числа представленные на слайде.

Вызывает затруднение последний случай. Возникает вопрос: существует ли число, квадрат которого равен 2?

Учитель предлагает учащимся начертить квадрат со стороной, равной 1 (1 кв.ед.), продолжить его стороны на одну линейную единицу. Выполнив дополнительные построения, получим квадрат с площадью 2 кв. ед. Если обозначить сторону квадрата через x, то его площадь равна x2=2.

Приходим к выводу, что существует число, квадрат которого равен 2, но это число не рациональное. Далее вводится понятие иррационального числа.

3.Мотивация с помощью игровых ситуаций, ролевых, деловых и познавательных игр

Дидактические игры, игровые приёмы и игровые ситуации также содействуют активизации мышления, повышают заинтересованность в изучении материала, трудоспособность, чувство ответственности за результаты своей деятельности и деятельности коллектива.

Как пример игровой ситуации можно взять фрагмент урока проверки знаний учащихся 8 класса по теме «Система уравнений». На доске пишется высказывание, а учащимся выдаются карточки с заданиями и карточки с ответами.

Учащимся необходимо решать системы уравнений по порядку, и выкладывать на них карточки с ответами. При правильном решении, будет выстраиваться нужная фраза. Учитель, проходя по рядам, легко определит правильность выполнения заданий.

4.Мотивация путём организации исследовательской (практической, лабораторной, творческой) работы, с применением методов моделирования, прогнозирования, эксперимента

Путь к глубоким знаниям должен базироваться на жизненном опыте и экспериментальных исследованиях. Обучение следует организовать так, чтобы учащемуся пришлось действовать самостоятельно, чтобы он экспериментировал, выбирал, исследовал.

При изучении темы «Сумма углов треугольника» можно предложить учащимся групповую работу в программе GeoGebra (или любой другой) или в тетради. Класс делится на 3 группы по рядам. Приложение 2.

Задания выстраиваются так, что постепенно учащие актуализируют все свои знания, опытным путем убеждаются, что треугольник строится не всегда, что необходимо какое-то условие. Измеряют углы у построенного треугольника, пробуют изменить треугольник самостоятельно. Убеждаются и делают вывод, что сума углов треугольника 180 градусов.

5. Мотивация путём использования художественной и научно-популярной литературы

Иногда говорят, что математика и художественная литература находятся на разных полюсах человеческого знания. Тем не менее нельзя отделить человеческий интеллект от эмоций. И холодные формулы не изолированы от горячего излучения человеческих чувств.

Например, один из эпизодов игры «Семёрка» заключается в следующем: члены команд по очереди называют пословицы, поговорки, крылатые выражения, где встречается слово «семь» («семеро», «седьмой»). За каждую пословицу (поговорку, крылатое выражение) выдают один жетон.

6.Мотивация путём рассмотрения софизмов, парадоксов, задач со «скрытой» ошибкой

Сознательному усвоению учебного материала помогает рассмотрение математических софизмов. Осознание ошибки, найденной в софизме, предупреждает повторение этой ошибки в других математических рассуждениях. Разбор софизмов способствует развитию наблюдательности, критического мышления учащихся, заставляет внимательно продвигать вперёд, следить за точностью формулировок, правильностью записей и обобщений, за правильностью выполнения определенных операций.

Так, при изучении в 8 классе темы « Арифметический квадратный корень» можно разыграть настоящую математическую комедию

7. Мотивация путём организации учебной экскурсии, наглядности

Форма организации обучения, при которой учащиеся путём выхода к месту расположения, изучаемых объектов (природы, заводы, исторические памятники), воспринимают и усваивают информацию.

При оформлении класса, всегда полезно использовать стенгазеты, таблицы, графики. Это помогает учащимся лучше запоминать, побуждает к интересу, дает уверенность в своих силах. Пример такого плаката в Приложении 3.

8. Мотивация с помощью использования тестовых заданий

Простота и скорость одно из основных достоинств тестовой формы организации учебного процесса. Тест позволяет быстро проверить знания учащихся и откорректировать те или иные элементы темы.

Пример 1:

При изучении в 9 классе темы «Неравенства с одной переменной» учащимся предлагается тест: приложение 4.

После которого рекомендуется заполнить следующую таблицу показанную на слайде.

Данный вариант работы поможет проанализировать пробелы в знаниях школьников, так как учащимся предоставляется возможность честно ответить о заданиях, вызывающих у них затруднения.

9. Мотивация путём использования элементов историзма

Систематическое использование элементов историзма при изучении математической терминологии содействует формированию познавательных интересов и положительных мотивов учебной деятельности.

Например, слово «циркуль» - латинского происхождения, означает окружность, круг. Слово «радиус» происходит от латинского radius – «луч, спица в колесе», а знак радиуса R или r является первой буквой этого слова. Учёные Вавилона и Древней Индии считали радиус важнейшим элементом окружности. Тем не менее, они не пользовались этим термином. Лишь в XVI в. Термин «радиус» начали применять французские учёные.

10. Мотивация путём имитации деятельности учреждений и организаций, напоминающие публичные формы общения.

К такому способу мотивации можно отнести конференции, диспуты, дебаты, смотры, экспедиции. Данные уроки позволяют участникам процесса окунуться в реальную жизнь, попробовать на себе роли политических деятелей, судей, адвокатов. Учащиеся могут самостоятельно формулировать, доказывать и отстаивать свою точку зрения или мнение группы. Дебаты формируют толерантную личность, которая способна терпимо относится к позициям и интересам других людей.

Например, урок изучения «Теоремы Пифагора» в 8 классе, можно организовать в форме дискуссии. Дать задание учащимся перед уроком найти различные способы доказательства теоремы. На уроке каждый будет объяснять свое доказательство, а подведение итогов будет обсуждение, у кого легче, какие возникают сложности в том или другом доказательстве.

Например: урок геометрии, можно провести в форме конференции Приложение 5. Учащиеся делятся на 4 команды, выделяются капитаны команд, каждой команде выдается «Лист планирования работы группы», к следующему занятию каждая команда должна подготовить развернутый ответ по данной теме. По окончанию работы, педагогу сдается лист со списком группы и оценкой каждого участника команды, поставленная капитаном. Если кто-то не хочет работать в команде, возможен дополнительный список тем для индивидуальной работы, по каждой теме выдается план ответа и список литературы.

Учащиеся воспринимают такой род деятельности как игру или роль, и охотно соглашаются. Такие уроки учат их смотреть на вещи с разных сторон.

11. Мотивация путём использования олимпиадных, логических и задач повышенной сложности

Использование олимпиадных и логических задач способствуют развитию нестандартного мышления и творческих способностей. Задачи такого плана носят углубленный характер, что позволяет выявлять и развивать более одаренных и способных детей.

Задачи прикладного содержания помогают раскрыть научное и практическое значение учебного материала, что является важным средством пробуждения у учащихся активного мышления и эффективным стимулом для развития упрочения соответствующих интересов. Так же мотивировать учеников к активной деятельности позволяет решение задач на скорость, что повышает дух соревновательности и позволяет приспособить их к быстрому принятию решений.

12.Мотивация путём использования интерактивных технологий

В современной системе образования все более широко применяются информационные технологии. В настоящее время существует различное множество вариантов привлечений технических средств к процессу обучения. Это различные презентации, варианты заданий с интерактивной доской, работать с динамическими моделями и средами.

Проверку знаний по теме «Теорема Пифагора» в 8 классе, можно провести в виде работы с программой на компьютере. На мониторах учащихся появляется слайд с заданием и вариантами ответов, нажимая на которые, они переносится на следующую страницу с ответом и последующими заданиями, получается своего рода игра. Побеждает тот, кто приходит первым к последнему слайду. Пример нескольких слайдов, выводимых на компьютер, и всех вариантов заданий, показан в Приложении1 раздаточного материала.

Используя на уроках математики интерактивные технологии, прежде всего, затрагивается один из важнейших принципов обучения это наглядность. При помощи наглядности у учащихся развивается эмоционально-оценочное отношение к приобретаемым знаниям, активизируется познавательная деятельность

Вывод

Таким образом, развитие у школьников познавательной активности одна из ведущих проблем современного образования, и одним из способов ее решений, является применение нетрадиционных форм при проведении урока. Следует заметить, что как и во всем целесообразно разумно сочетать как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения уроков, основываясь на особенностях класса.

Так же развитие у учащихся познавательной активности, во многом зависит от умения педагога найти подход, создать атмосферу доверия и организовать работу на уроке.

Категория: Математика
07.12.2017 23:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!