СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Я работаю учителем математики 19 год, из них 17 неполных лет в МБОУ ООШ№9 г.Ливны.
У многих школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Поэтому считаю, что главная моя задача в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. Таким образом, на первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе обучения.
Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом и есть «системно - деятельностный» подход в образовании.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Моя задача при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Я должна организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Каждый раз, составляя проект очередного урока, задаю себе одни и те же вопросы:
- как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
- какие методы и средства обучения выбрать;
- как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Основной из главных задач для меня является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
В условиях ФГОС современный урок - это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа.
В нашей стране, в нашем обществе жизнь ставит задачу "обучения через всю жизнь". Поэтому умение учащихся добывать знания самостоятельно, совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая новые навыки, порой важнее прочности приобретенных знаний, т.к. добыванием и совершенствованием знаний им придется заниматься всю сознательную жизнь.
Хочу поделиться опытом своей работы на примере изучения темы «Деление десятичных дробей на натуральные числа».
После организационного момента обращаю внимание обучающихся на экран и предлагаю ответить на следующие вопросы: Слайд № 2
Вычислите:
246:6= |
24,6:6= |
2,46:6= |
324:4= |
32,4:4= |
3,24:4= |
819:9= |
81,9:9= |
8,19:9= |
1224:12= |
12,24:12= |
1,224:12= |
1) «Как вы думаете, чем на уроке нам придется заниматься?». (Делением, т.к. во всех действиях мы видим только действие деление).
2) «На какие числа выполняется деление?» (На натуральные).
3) «Какие числа будут у нас выступать в качестве делимого?» (Десятичные дроби, т.к. деление натуральных чисел нам известно).
Формулируем тему урока и записываем в тетрадь: «Деление десятичных дробей на натуральные числа». Ставим цели и задачи, какие знания мы должны приобрести к концу урока.
Выполняя задание устного счета первый столбик не вызывает у детей затруднений. При выполнении заданий второго столбика, обучающиеся, как правило, догадываются. При выполнении третьего столбика учащимся приходиться делать сравнения, умозаключения и выводы. Формулируем алгоритм деления десятичных дробей на натуральные числа. Находим алгоритм в учебнике и 3 – 4 ученика читают его вслух.
Далее предлагаю выполнить деление некоторых примеров 2 и 3 столбиков из устного счета на доске и выполнить проверку, например, первых и последних. Запись демонстрируется поочередно учениками у доски, выполняя по одному примеру, остальные в тетради. Проговаривается алгоритм, используя учебник.
Следующим этапом предлагаю выполнить задание, работая в парах. Слайд № 3
Вычислите:
1 ряд |
2 ряд |
3 ряд |
261,6:8 |
17,78:7 |
823,4:23 |
4,8:32 |
82,74:84 |
26,03:95 |
0,48:64 |
0,6:25 |
0,12:75 |
В конце работы выполняют проверку устно, проговаривая ответы, после чего решение можно посмотреть на экране.
«Вы приобрели некоторые знания при делении десятичных дробей на натуральное число и дальше мы с вами займемся исследовательской деятельностью. Попробуем найти более легкие пути решения в некоторых случаях». Предлагаю выполнить задание у доски трем ученика, остальные в тетради. Слайд № 4
Вычислите:
283,6:10= 283,6:100= 283,6:1000=
Вопрос: «Как изменилось частное по сравнению с делителем?» (запятая перешла влево на 1 цифру, 2 и 3).
Предлагаю выполнить устно: Слайд № 5
375,2:10= ; 34,1:10= ; 266:10=
375,2:100= ; 34,1:100= ; 266:100=
375,2:1000= ; 34,1:1000= ; 266:1000=
Вопрос: «На сколько цифр перенесли запятую влево при делении на 10 (на 1 цифру), на 100 (на 2 цифры), на 100 (на 3 цифры).
Учащиеся делают сравнения, умозаключения и выводы. Формулируем алгоритм деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д. Предлагаю найти в учебнике алгоритм действий при делении десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. 3 – 4 ученика читают его вслух.
На основе предложенного алгоритма, обучающиеся работают самостоятельно по вариантам: Слайд №6
Вариант – I Вариант – II
174,5:10= 16,34:10= 1,21:10= 174,5:100= 16,34:100= 1,21:100= 174,5:1000= 16,34:1000= 1,21:1000= |
276,2:10= 25,18:10= 2,42:10= 276,2:100= 25,18:100= 2,42:100= 276,2:1000= 25,18:1000= 2,42:1000= |
В конце работы предлагаю сверить результаты с соседом по варианту, если есть ошибки, делают исправления карандашом.
Далее предлагаю выполнить №1341 учебника (задача).
Разбираем задачу и делаем записи в тетради, а один ученик комментирует с места.
При завершении решения задачи образец решения смотрим на слайде и сравниваем с решением в тетради.
Еще раз повторяем алгоритмы деления десятичной дроби на натуральное число и на 10, 100, 1000 и т.д. Учащиеся выполняют самостоятельную работу с взаимопроверкой по образцу. Слайд № 7
Выполните деление:
Вариант – I |
Вариант – II |
85,6:2= 16,25:25= 0,081:9= 32,6:10 23,007:100= 5,7:1000= |
62,4:4= 2,418:6= 0,18:9= 58,3:10= 43,001:100= 2,9:1000= |
Оценивают свою работу по следующей шкале: Слайд №8
Максимальный балл – 6 баллов
Шкала оценки:
от 0 до 2 баллов – «2»;
3 балла – «3»
от 4 до 5 баллов – «4»
6 баллов – «5»
Следующим этапом подводим результат наших знаний. Вспоминаем поставленные цели и задачи в начале урока и делаем вывод, удалось ли нам их достичь. Что получилось и было легко, а над чем еще нужно поработать.
Домашнее задание П.35, № 1375 и придумать задачу-сказку по теме «Деление десятичных дробей на натуральные числа». Слайд №9
На следующий урок один ученик предложил такую задачу-сказку «Мама купила 2,94 кг лесных орешков. Принесла на кухню, высыпала в миску и не разрешила Вовочке есть орехи до завтрака. Когда мама ушла с кухни, поднялся сильный ветер, распахнул окно, налетели Гуси-Лебеди и склевали половину орехов. По сколько кг орехов досталось каждой птице, если их было 7?»
Мне, как любому учителю, хочется, чтобы мои ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при решении любого типа задания, владели необходимыми и достаточными умениями и знаниями по математике. Я стараюсь воспитать активно мыслящую личность. Ведь очень важно, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу, а в дальнейшем быть активным в жизни. Очень важно, чтобы вступая в сложный взрослый мир ученик имел такие качества личности, как умение анализировать, решать проблемы, умение самостоятельно принимать решения, применять знания в своей практике, творить.
© 2015, Надежда Дорофеева Анатольевна 899