СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательные способности — это способности, которые включают в себя сенсорные способности и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение знаниями, их знаковыми системами.

Главное в системе работы по развитию познавательных способностей младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Учебный процесс не должен проходить серо, уныло. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой, сделать ребёнка в школе счастливым. Поэтому ставлю перед собой цель – развитие его познавательных способностей, которые помогают развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживают интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны и вытекают в одно целое «Учебные универсальные действия».

Ученик сегодня должен быть не столько эрудированным, сколько гибким, умеющим отбирать, перерабатывать и выстаивать информацию адекватно к конкретной ситуации. На уроках и внеклассных занятиях формируется умение работать самостоятельно и оказывать помощь товарищам. Обучаясь общению, школьники учатся учиться, компенсируют собственную неумелость с помощью других людей: учителя, одноклассников, родителей. В процессе совместной деятельности формируются такие качества, как доброжелательность, взаимопомощь, добросердечность, навыки самоконтроля, развивается ученическое самоуправление.

Главная цель моей работы с детьми научить их мыслить. Именно поэтому ученики стараются выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, с удовольствием принимают участие в спорах по тем или иным вопросам как с преподавателем, так и с классом.

Развитие познавательных способностей 1 «В» класса 63 школы до того, как я провела с ними занятие:

Продуктивным в решении проблемы низких способностей считаю чередования задач, решаемых разными способами, составление задач, различные преобразования, приводящие к упрощению и усложнению. Стараюсь не «разжёвывать», создаю проблемные ситуации, ориентирующие учащихся на поиск. В результате ученик выступает в роли исследователя, открывая для себя новые знания.

Особенная ценность таких задач состоит в том, что при их решении стимулируется мыслительная деятельность, ведь задача часто не может быть решена «с ходу», она как бы «сопротивляется», а именно это заставляет ребёнка «напрягать» мысль, думать. При таком условии развивается умение преодолевать трудности как главное качество мыслящего человека.

Большое внимание уделяю мышлению, он полезен всем учащимся, а особенно тем, которые испытывают трудности. Осуществляю на практике подбор нестандартных заданий (ошибки-невидимки, задачи в стихах, игры, логические цепочки, зашифрованные слова, арифметические ребусы).

Большой наблюдательности требуют от учащихся логические цепочки, которые нужно продолжить вправо и влево, если это возможно. Для этого нужно установить закономерность. Пример:

а) …6,12,18… (6,12,18,24, 30…)

б) …6,12,24… (6,12,24,48,96…)

Применение всех этих приёмов и методов позволяет получать положительные результаты по многим показателям, в том числе и по развитию мышления, памяти, логики, смекалки, сообразительности.

В результате обучения дети достигают высокого уровня развития мыслительных операций.

Развитие познавательных способностей 1 «В» класса 63 школы после проведенного мною занятия.

Результатом своей работы развития познавательных способностей младших школьников считаю следующее: повышение уровня учебной мотивации, углубление уровня понимания учебного материала, развитие сообразительности, пространственного мышления, воображения, способности анализировать, обобщать. Дети могут мыслить творчески, показывают высокие результаты по олимпиадным заданиям, становятся победителями различных КВН, конкурсов, олимпиад от муниципального до международного.

Использованная литература

  1. Волина В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1997
  2. Сухих И. 800 загадок, 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1996.Бакулина Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. – Киров, 2000.
  3. Арасланова Е.В., Селиванова О.Г. Образовательный проект «Способный ребёнок». Развитие познавательных способностей младших школьников. Теоретический аспект. – Киров, 2006.
  4. Кордемский В.А. Математическая смекалка. – Юнисам, МДС, 1994.
  5. Проектные задачи в начальной школе. /под ред. А.Б. Воронцовой. – М.: Просвещение – 2010.
Категория: Всем учителям
14.12.2017 14:24


Рекомендуем курсы ПК и ПП