Важным средством развития музыкальных способностей детей является использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности. Их главная задача — в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры. Так как они доступны для детского сознания, то вызывают интерес и желание участвовать в них. В итоге дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Упражнение-игра «У зеркала»
Для выполнения этого упражнения потребуется зеркало. Предлагается детям ролевая гимнастика у зеркала.
1. Нахмуриться, как:
а) король;
б) ребёнок, у которого отняли игрушку;
в) человек, скрывающий улыбку.
2. Улыбнуться, как:
а) вежливый японец,
б) мать младенцу,
в) кот на солнце.
3. Сесть, как:
а) пчела на цветке;
б) наказанный Буратино;
в) обиженная собака;
г) обезьяна, изображающая вас.
«Радуга появилась»
Предложить детям произнести фразы «Радуга появилась», «Солнышко встало», «У меня зазвонил телефон» по-разному. Затем повторить эти варианты, но без слов, обращая внимание на то, что слова исчезли, но мелодика произношения фразы – то восторженная, то удивлённая, то горестная, то сердитая – осталась.
Когда все варианты произношения текста исчерпаны, можно предложить пропеть фразы самыми разнообразными голосами и способами: напевно, отрывисто, с лёгким звуком или выделяя акцентом важные слова.
«Времена года в цвете и звуке»
Это интересное заключается в следующем. Нужно нарисовать четыре крупных прямоугольника, озаглавить их «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», затем акварелью закрасить каждый прямоугольник одним цветом или сочетанием цветов, подходящим к данному времени года. Может, это будут разноцветные линии, чёрточки, круги. Цветовые пятна. Теперь, глядя на своё творение, ребёнок, проявив фантазию, должен спеть «зимний», «весенний», «летний», и «осенний» напевы. Неважно, со словами они будут или без слов, - при этом можно аккомпанировать себе на чём угодно (барабанить, щёлкать пальцами, хлопать в ладоши и т.д.).
Рисование под музыку
Это задание связывает воедино зрительное и слуховое образное воображение, развивает фантазию и художественное восприятие.
• «Три краски». Предлагается детям взять три краски и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? А теперь нужно придумать как можно больше названий к рисунку.
• «Нарисуй песню». Учащиеся передают содержание любимой песни помощью рисунка.
• «Какую линию выбрать». Под звучание музыкального произведения («Музыкальный момент» Р. Шумана, «Марш» С. Прокофьева, « К Элизе» Л. Бетховена) необходимо начертить на листе бумаги разные линии: плавные, волнообразные – под медленную и спокойную музыку; пряиык, ломанные – под решительную; прерывные – под музыку, звучащую оегко и отрывисто. Линии могут быть такого цвета, который, по мнению ребёнка, больше всего подходит к настроению музыки.