СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого мышления детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы живем в XXI веке. Это век стремительного развития научно-технического прогресса, роста промышленного производства, век высоких технологий и век высоких потребностей. Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Еще очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решений заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радость открытий и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Одна из главных задач учителя – формировать у ребенка умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. В работе над развитием творческого мышления очень важна роль взрослых. Дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты, поэтому взрослый должен прийти на помощь: разъяснить смысл заданий, стимулировать нестандартные интересные решения, оценить уровень предложенных решений. При этом мы должны быть доброжелательны, терпимы к ответам ребенка, должны умело и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными и невероятными.

Известно, что мышление рождается в ситуации затруднения. Однако, если с одной стороны решение проблемы не должно быть очевидным, то с другой – «зона трудности», должна быть доступна решающему. У младших школьников мыслительный процесс невелик, уровень самостоятельности возрастает по мере взросления, поэтому много зависит от учителя и родителей. Поэтому задания на сравнение и анализ зрительных образов желательно выполнять совместно. Лишь постепенно ребенок сам научится проявлять наблюдательность и внимание, необходимое для правильного решения этих заданий.

Обычно, сравнивая предметы, дети легче находят отличия, чем признаки сходства. Это происходит потому, что у них недостаточно развита операция обобщения. Ребенок должен научиться обобщать. Поэтому желательно не ограничивать его одним способом группировки, поощрять выполнение задания разными способами.

Развитие причинного мышления у детей начинается в осознании последствий своих действий, дети вынуждены приспосабливаться к условиям выполнения действия, учитывая закономерность окружающего мира. Постепенно дети научаются, не выполняя действия, предвидеть возможные его последствия и планировать нужные преобразования. Сначала дети обучаются планировать действия над реальными объектами, затем работу с языковым материалом: словом, высказыванием, текстом. Предвидение и планирование лежит в основе творчества на этапе причинно-следственного мышления. Ребенок может, сознательно меняя условия или даже законы функционирования окружающего мира, прогнозировать новые, неожиданные эффекты и последствия. Так, к примеру, рождаются сюжеты фантастических рассказов и сказок.

Сначала учитель должен давать задания по планированию действий с реальными предметами, затем со словами, фразами и наконец с текстовым материалом: рассказами, баснями, сказками.

Одно из важнейших умений, которое формируется на этапе эвристического мышления – это умение анализировать проблемную ситуацию. На этой стадии анализ ситуации становится систематическим и планомерным. Дети к 12 годам могут научиться не упускать ни одного фактора, оценивать их роль и значение для осуществления своих замыслов. Легче всего эту способность формировать в заданиях, где нужно проранжировать выделенные факторы ситуации. В этих заданиях обследование облегчается тем, что количество анализируемых факторов ограничено, их перечень помогает упорядочить процесс их оценки.

Творческие способности во многом зависят от того материала, на основе которого составлены задания, но при легкости и продуктивности фантазии ребенок может с трудом составлять слова из букв. Или, если легко составляет слова из букв, то трудность вызывает придумывание целостных фраз и т.д. Отсутствие связи можно объяснить тем, что каждая мыслительная способность формируется автономно, на специфическом учебном материале и имеет свои психические механизмы развития.

Не менее важным, чем изучение мыслительных способностей детей, оказывает изучение творческого мышления их наставников: педагогов, родителей. А. Н. Лук (1975 г.) подчеркивал, что у педагогов с высоким творческим потенциалом, творчески одаренные ученики добиваются блистательных успехов в учебе. Если же преподаватель сам находится где-то внизу шкалы творческих способностей, то творчески одаренные школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей.

28.11.2016 22:28


Рекомендуем курсы ПК и ПП