СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений. Н.М.Сеченов писал, что «всякое ощущение по природе смешанное. К нему обязательно примешиваются мышечные ощущения, которые являются более сильными по сравнению с другими». Взаимосвязь между развитием речи и формированием не только артикуляционной, но и общей, И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ МНОГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей. На основе многочисленных наблюдений и исследований выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Подобная взаимозависимость наблюдается в большей степени в дошкольном возрасте и ослабевает по мере сформированности коры головного мозга. Поэтому для полноценного и динамичного речевого развития ребенка рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук. Особенно велика роль таких тренировок для детей с нарушениями речи. У большинства из них наблюдаются выраженные отклонения в формировании тонких движений пальцев рук – движения не точные не координированные. Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика создает благоприятный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи, повышает речевую активность детей. Вот некоторые примеры речевых игр с пальчиками, которые можно разучить с детьми дома. «Пальчики здороваются» Идут четыре братца Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются), Здравствуй, большой! (с большим щепотью) Здорово, Васька - указка! (большой соединяется с указательным) Здорово, Мишка - середка! (большой соединяется со средним) Здорово, Гришка - сиротка! (большой соединяется с безымянным) Да ты, Крошка - Тимошка! (большой соединяется с мизинцем) Хочу отметить, что данная пальчиковая гимнастика положительно влияет на переключаемость и концентрацию внимания детей. Поэтому ее можно выполнять в ходе любых других занятий, когда ребенок устал, как средство усиления внимания. «Дружные братья» Ну-ка, братцы за работу, Покажи свою охоту (руки сжаты в кулак). Большаку дрова рубить (разгибает большие пальцы), Печи все тебе топить (разгибает указательные пальцы), А тебе воду носить (разгибает средние пальцы), А тебе обед варить (разгибает безымянные пальцы), А тебе хлеба месить (разгибает мизинцы). «Этот пальчик» Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - наш малыш! (поочередно загибать пальцы в кулачок) «Человечки» Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки». «Помощники» Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол), Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу), Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание), Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем). Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома:
|
© 2018, Финаева Ольга Сергеевна 297