СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развивающие упражнения на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников»

мастер-класс

Программа мастер – класса

Тема мастер- класса: «Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников»

Цель мастер- класса: развивать логическое мышление, математическую речь, умение сравнивать и обобщать; воспитывать интерес к математике, положительные качества в процессе работы в парах, группах; приобщить к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, обучение общению.

Алгоритм технологии мастер- класса

  1. Презентация педагогического опыта учителем – мастером
  2. Представление системы учебных занятий
  3. Проведение имитационной игры:

- учебное занятие со слушателями

- демонстрация эффективных приемов работы с обучающимися

4. Моделирование:

- выполнение самостоятельной работы по конструированию собственной модели в режиме технологии учителя – мастера.

- обсуждение и консультирование по итогам работы слушателей.

5. Рефлексия:

- дискуссия по результатам совместной деятельности учителя – мастера и слушателей.

Содержание занятия

Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились увлеченно, с интересом на уроках математики научились не только считать, но и думать, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление. Достичь этого можно путем включения задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. Детей необходимо учить решать такие задачи, вооружать их «инструментом», с помощью которого они с задачей справятся.

Большое значение для развития у учащихся умения осуществлять нетривиальный анализ имеют частично-поисковые и содержательно-поисковые задачи. К ним относятся задания на определение закономерности, на нахождение принципа группировки и расположения цифр, на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос. Часто на своих уроках использую вот такие логические задачи.

Развитие интеллектуальных способностей детей зависит не только от методики, но и от того, насколько сами дети проявляют интерес к данной форме работы. Этот интерес стараюсь вызывать, показав детям красоту и изящество устных вычислений. Очень нравится детям работа с цифрами.

«1. Из цифр 4 7 8 составить всевозможные числа. 2. Произвести вычитание чисел с одинаковым количеством сотен. 3. Сравнить результаты. Что заметили? (Сумма цифр этих чисел равна 9. Числа взаимосвязаны: 9+27=36 36-9=27 36-27=9 9 в 3 раза < 27 4. Произведите умножение этих чисел парами. Что заметили интересного? ( Числа 243 и 324 в записи имеют одинаковые цифры, сумма равна 9)»

Заметную роль в воспитании у детей познавательного интереса играют занимательные упражнения. Например: на уроках использовать загадки-шутки. Например:

- Золушкин башмачек-простой или золотой?

- Какую шляпу носил Незнайка- голубую или оранжевую?

- Сколько человек тянули репку?

- У колобка на шее был бантик или галстук?

- Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»?

Решая задачи развивающего характера можно заметить, что даже слабые ученики рассуждают, строят доказательство, делают выводы.

На устном счете использовать вот такие задания:

«Даны выражения 1. Что можно сказать об этих множителях (Множители выражены двузначными нечетными числами, в выражениях одинаковый набор цифр: 2, 1, 8, 7)

2. Предположите, значение произведения, какого выражения может быть больше. Почему? Найдите значения выражений. Что заметили интересного?

3. Выполните сложение и вычитание чисел. Что заметили? (сумма цифр равна 9)

4. разделите полученные числа на 9

5 Выполните сложение значений частных: Что можно сказать о числе 486? ( Четное, сумма цифр равна 18)

6. разделите 486 на 18, получится 27.

Мы вернулись к началу наших вычислений. Чем является число 27? 27- один из множителей. »

Пи изучении темы « Нумерация многозначных чисел», можно использовать следующие задания:

  1. Сколько получится. Если сложить числа: наименьшее двузначное. Наименьшее трехзначное, наименьшее четырехзначное?
  2. В числе 62 317 зачеркните одну цифру так, чтобы оставшееся число было а) наименьшим из возможных; б) наибольшим из возможных. Переставлять цифры нельзя.
  3. Напишите наибольшее девятизначное число, у которого все цифры различны.
  4. Во сколько раз число, содержащее 7 ед. пятого разряда, больше числа, содержащего 7 единиц второго разряда?
  5. Сложить 111 тыс. 111сот и 111ед. Что за число получилось? На уроках математики так же можно вводить задания, решение которых связано с умением правильно делать выводы. Например,

«Расскажите. Что вы знаете о числе 12: ( двузначное, соседи, 12 мес.

  1. установите закономерность
  2. продолжите до трехзначного числа, в записи которого ест число 12
  3. Сложите числа парами, начиная с крайних. Что заметили? ( значения сумм равны)

Из 120 произведите вычитание чисел, начиная с наименьшего. Что заметили интересного? (Значения разности – числа данного ряда, расположенные в обратном порядке.

  1. Найдите интересные числа: 12 и 120 – 12 на множестве двузначного и трехзначного; 60 и 120 – круглые числа; 12, 24, 36, 48, 84 – числа, в которых кол-во дес. В 2 раза меньше кол-во ед.
    1. – перевертыш, 108 и 120 – трехзначные числа, 48 и 84 – одинаковые цифры в записи. »

При отборе логических приемов, которые должны быть сформированы, следует учитывать межпредметные связи. В связи с этим использую след. задания. « В словах первого столбика исключены две первые и две последние буквы. Значит, и в числе надо соответственно исключить две первые и две последние цифры»

Отсюда вытекают правила интеллектуального развития личности: тренируйте ум детей; совершенствуйте и поощряйте склонность к остроумию, неожиданным решениям; развивайте способность смотреть на обычное под необычным углом; учите детей больше задавать вопросов; чаще прислушиваться к людям и учите этому детей.

А сейчас приглашаю вас на занятие в 1 класс, стать первоклассниками. Продемонстрирую фрагменты упражнений логического содержания, которые способствуют реализации моей проблемы.

Итак, ваше настроение благоприятствует нашей плодотворной работе, и мы начинаем. Назовите на каждую букву слова УРОК ваши предполагаемые действия на этом занятии.

У – узнавать новое, удивляться интересному

Р – развивать вычислительные навыки, рассуждать

О – обсуждать выполненные задания, открывать неизученное

К – корректировать свои знания

Ход занятия

Методический комментарий

Упражнение 1 «Составь слово»

Составьте слово, определив правильный порядок чисел. (Сказка)

Нас ждёт сказка.

Посмотрите на плакат. Что вы видите? (Домики и дерево)

Сколько домиков? А сколько деревьев? Чего больше? На сколько?

Какие знания вам помогли назвать правильное количество? (Счёт в пределах 10, действие сравнения чисел, их сложение и вычитание).

Как вы думаете, кто должен жить в этих домиках? (Сказочные герои)

Сейчас мы отправимся в путешествие, закрепим знания по теме «Числа от 1 до 10», и каждое правильно выполненное задание поможет поселиться сказочному герою в свой домик.

Упражнение 2 – игра «Скажи, кто лишний, и посчитай героев сказки»

Как называется эта сказка? («Три поросёнка»)

Какой герой лишний? (Колобок)

Посчитайте вслух вместе героев сказки. (4)

Как называется эта сказка? («Репка»)

Какой герой лишний? (Карлсон)

Давайте вместе посчитаем героев сказки. (6)

Вы справились с заданием и помогли Колобку поселиться в этот домик.

Упражнение 3 – игра «На сказочной полянке»

Следующий герой, которому мы поможем поселиться, – Айболит. Он всегда советует всем больше проводить времени на свежем воздухе. Давайте последуем его совету и отправимся на прогулку в городской парк. Мы выходим из родной школы №18, идём аллеей, и радуют глаз цветы, посаженные учениками нашей школы. Вот мы и в парке, перед нами памятник погибшим солдатам во время Великой Отечественной войны, здесь всегда горит вечный огонь, который говорит о том, что мы помним и чтим своих героев. Пройдёмся аллеей парка, а вот и полянка с каменными героями из сказок. Давайте остановимся здесь и поиграем.

Необходимо правильно заполнить окошко числом, при этом найти целое или часть. Порхающие бабочки проверят ваш вариант ответа.

Выполнять задание будем с помощью волшебной палочки, которая прикоснётся к отвечающему (2 примера).

Теперь ответы нужно выбрать из чисел на карточках и поднять соответствующую (2 примера).

Подытожим наши навыки, полученные в этом задании. Выполним упражнение «Продолжи предложение»:

Чтобы найти целое, нужно …(сложить части).

Чтобы найти часть, нужно …(из целого вычесть другую часть).

Минута отдыха (релаксация)

Поиграли и будем возвращаться в школу. По пути отдохнём и вспомним об увиденном в парке, подумаем, какими впечатлениями можно будет поделиться дома с родителями. Посмотрите на экран и полетайте глазками в облачном небе со своими любимыми героями.

Какие облака, что вы почувствовали во время полёта?

Айболит теперь тоже будет жить в домике. Он очень вам благодарен за правильные ответы и полезную прогулку. Его совет – берегите здоровье!

Упражнение 4 – игра «Собери фигурку»

Сказочный герой Буратино просит нас помочь ему сделать подарок подруге Мальвине, поселить её в красивый домик. Для этого нужно выполнить задание в парах с геометрическими фигурами.

Каждая пара получит своё задание – объединить фигуры по форме, по размеру или по цвету. У вас 30 секунд времени.

По каким признакам вы объединяли фигуры в группы? Проверим задание.

Мальвина теперь будет жить в красивом домике. Буратино и его подруга вам очень благодарны.

Упражнение 5 – игра «Найди пару»

В последний домик мы поселим Золушку, если правильно выполним задание.

Давайте объединимся в группы по вариантам.

1-й вариант – 1 группа, 2-й вариант – 2 группа.

Ваше задание – найти пару, каждому сказочному герою его предмет. На выполнение задания 20 секунд.

Самопроверка в группах. Даётся лист для проверки задания.

Мы поселили благодаря вам в домик Золушку. А теперь у наших героев будет новоселье, и остальные сказочные герои принесут им подарки, которые вы им помогли выбрать.

(На плакат помещаются все герои).

Рефлексия

Что узнали, чему удивились?

Что развивали?

Что обсуждали?

Что корректировали?

А теперь возьмите тюльпан, который сейчас покажет ваше настроение, и посадим вместе клумбу нашим героям, это будет им подарок от нас.

Данное задание можно использовать на всех уроках, на этапе мотивации, сообщении темы.

Это задание интегрирует урок чтения и математики, содержит приём конкретизации, который подразумевает выделение частного признака предмета, закрепляет навыки устного счёта.

В процессе данного упражнения формируются мыслительные действия синтеза – объединение частей в целое и анализа – разъединение на составляющие и определение части.

Задание проводится на этапе закрепления навыков сложения и вычитания в пределах 10, состава чисел. Детям предлагается выполнить 8 заданий.

В процессе данных минут отдыха мышление детей выполняет также абстракцию – выделение конкретной особенности предмета или явления. Каждый мой урок имеет физпаузы и минуты релаксации.

Задание проводится на уроках ознакомления с геометрическими фигурами и в процессе повторения данного материала на последующих уроках. На его выполнение отвожу 2 минуты.

Упражнение содержит приём сравнения и классификации – определение общих признаков и объединение по ним в группы.

Это задание на приём синтеза и обобщения – выделение общих признаков на основе сходства, объединение элементов в целое.

Упражнение развивающего характера, комбинируется деятельность уроков математики с трудовым обучением – дети делают аппликации, с изобразительным искусством – рисуют героям их предметы по аналогии выполненного.

Отводится время в зависимости от количества заданий.

Сейчас перед вами стоит задача разделиться на группы путём жеребьёвки, спроектировать фрагмент урок, в основе которого лежат развивающие упражнения на формирование логического мышления у младших школьников. По окончанию проектирования урока, один человек из команды, выходит и демонстрирует всем фрагмент урок.

Представленные задания способствуют развитию следующих умений: анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы и ее обоснование, построение логической цепи рассуждений, а так же способствуют развитию у детей гибкости, активности, широты и глубины мышления.

Ваше мнение о прошедшем мастер-классе очень важно для меня. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной.

Пожалуйста, оцените мастер-класс, отвечая на предложенные Вам вопросы, по 5-бальной шкале, где 1 – соответствует минимальной оценке, а 5 – максимальной. Буду рада получить ваши комментарии к вопросам.

  1. Общая оценка мастер-класса:
  2. Насколько материал обладает для вас практической ценностью:
  3. Насколько комфортно вы чувствовали себя на мастер-классе:
  4. Ваше общее впечатление о мастер-классе (представьте, что Вам нужно в нескольких словах описать его другу или знакомому):
  5. Какие темы могут быть еще Вам интересны?
  6. Ваши пожелания по организации и проведению тренингов в будущем:
05.04.2025 08:16


Рекомендуем курсы ПК и ПП