СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.

Системно - деятельностный подход - это содержание учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника, включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность.

Мы должны организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных.

Позиция учителя:

к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика:

за познание мира (в специально организованных для этого условиях).

Для того, чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, необходимо мотивировать его. Один из способов развития познавательной мотивации – это создание проблемной ситуации на уроке.

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Рассмотрим практические приёмы деятельности на каждом этапе урока.

Мотивация учебной деятельности

"Фантастическая добавка"

Например: письмо от инопланетян с вопросом как сделать кислород

"Удивляй"

Учитель находит угол зрения, при котором даже обыденное становиться удивительным. Например, учитель сообщает, что в Юго-Восточной Азии растут необычные пальмы. Листья достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.

"Отсроченная отгадка"

Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие, например: "А на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде".

"Фантастическое рядом»

При изучении темы «Многообразие животных» можно предложить следующую ситуацию.

Представьте, что на Антарктиде минимальная температура понизилась еще на 10 градусов. Что смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в таких условиях?

Актуализация знаний

"Почини цепочку"

Задание на определение и восстановление логической связи между написанными в определенном порядке словами и действиями. Например: поставьте правильно этапы работы с микроскопом.

"Да-нетка"

На уроке по теме “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

Это планета земной группы? - нет;

Это планета – гигант? – да;

Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;

Это самая большая планета? – да.

Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

Постановка целей учебной деятельности

Любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.

"Яркое пятно"

Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока.

"Тема в виде проблемного вопроса

Формулировка темы в виде вопроса.Тема урока может быть сформулирована так "Почему этих животных отнесли к одному типу?" выявляются признаки по которым классифицированы животные и в соответствии с этим на первом этапе урока уже можно показать морфологические отличия разных групп животных.

"Проблемная ситуация"

Тема: Равновесие в природе.

Сказка.

-Жили растения и животные вместе дружно много лет. Но однажды нашли огромные весы, которые потерял человек, и стали взвешиваться, кого же больше?

Как вы считаете, кто из них главнее и важнее на планете? Так и поссорились и разошлись в разные стороны.

Что случилось дальше?

Что мы должны сделать на уроке?(детьми выводится тема урока)

А как нам всё это выяснить?

Усвоение учащимися нового материала.

«Аукцион»

По аналогии с настоящим аукционом, «Лот» - объект. Идет его продажа - кто больше знает об объекте, тот его и «покупает». Лоты могут быть в виде загадок, ребусов. Готовят их ученики или учитель. Все по очереди продают свой объект.

«Реклама»

Учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5- 10 мин. Работу можно организовать в группе. Пример. Создайте рекламу витаминов. Придумайте слоган.

«Попугай»

Один говорит (например, времена года или дни недели), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями.

" Я беру тебя с обой"

«Я собираюсь в путешествие и беру с собой камень. Что возьмете вы? (объекты неживой природы)»

Систематизация изученного материала (контроль и самоконтроль)

"Соответствие фактов и понятий"

Классификация фактов: соотношение реального факта с обобщающим словом. Соедини линиями.

Например название какого-то природного объекта: солнце, воздух, почва и т. и представителя животного мира.

Рефлексия

"Азбука"

Дается буква алфавита, например «П», необходимо написать как можно больше слов, начинающихся на эту букву, и тесно связанных с изучаемой темой. Обосновать свой список – показать связь слов с темой. Побеждает группа с самым длинным списком.

"Телеграмма"

Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т. д.

"Шкатулка"

Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания и т.д. Пример. Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя?

«Солнышко»

Ученики на каждом лучике пишут свои впечатления, пожелания.

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

26.01.2019 19:54


Рекомендуем курсы ПК и ПП