СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ребенка обижают в школе: что делать?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьники готовы выбрать любую жертву насмешек и поэтому многие становятся ими случайно. В коллективе всегда есть задира, который исследует коллектив, провоцируя на конфликт многих. И тот, кто «клюнет» на крючок насмешек, вовлекается для всеобщих издёвок. Реакция жертвы будет самой заметной, ему – то и выпадет роль белой вороны.

Психологами подмечено, что провокаторы сами являются жертвами в своей семье, желая компенсировать полученные там обиды. Одноклассники не смеют возразить, ведь каждый из них боится оказаться в роли белой вороны. В изгои попадают дети, которые закрыты для общения, испытывают комплексы и имеют совершенно низкую самооценку. Ранимость и чувствительность не позволяет им постоять за себя. Часто отверженным становится ребенок из неблагополучной семьи или его воспитывает один из родителей. Если в семье отсутствует взаимопонимание, ребенок в школе зачастую становится жертвой насмешек. Постоянные насмешки и издевательства развивают в школьнике «комплекс жертвы». В коллективе возникает хорошо развитое чутье на потенциальных жертв.

Неуверенность в себе так же может привести к роли белой вороны в коллективе. И в этом большая часть вины ложится на родителей, которые возложили на ребенка слишком большие надежды. Их дети поэтому не могут пожаловаться дома, так как боятся огорчить родителей, и не просто огорчить, а разочаровать. Дети, которые часто болеют, тоже имеют шанс стать белой вороной, ведь они очень много времени проводят дома, оторванные от коллектива. В когорту отверженных могут попасть чрезмерно опекаемые родителями дети и те, кто внешне отличается от остальных - дети с различными заболеваниями (энурез, заикание и т.п.). Им будет очень трудно утвердиться в новом коллективе. Подросток переживает, как он выглядит внешне. Навязывать ему свое мнение иногда бесполезно. В двенадцать – восемнадцать лет при помощи одежды подросток стремится к самоутверждению. Часто именно одежда становится его визитной карточкой, пропуском в то общество, которое он выбрал для себя. Родители не смогут теперь помочь ему налаживать отношения со сверстниками. Он вам дорог уже потому, что он ваш ребенок. Вам нужно только потерпеть, через некоторое время все острые углы притупятся, ваш ребенок станет взрослым человеком.

Ровесники играют исключительную роль в жизни ребенка, он тянется к ним с раннего возраста. Ему необходимо общение с такими, как он, обмен эмоциями и впечатлениями. Школьный возраст позволяет установить стабильные отношения дружбы. Ребенок уже сам решает многие сложные задачи развития. Делает свои выводы в общении, выбирая комфортный для него уровень. Если подросток получает признания своей значимости, его самооценка значительно поднимается. В этом возрасте дети начинают испытывать потребность в привязанности, которую ждут не только от родителей. И когда возникает ситуация непринятия - это чрезвычайно поражает самолюбие ребенка. Он чувствует себя задетым, страдая от непонимания и обиды. Такая ситуация может случится во всех детских коллективах, включая даже младшие группы детских садов. В роли белой вороны могут легко оказаться как и мальчики, так и девочки.

Примером может послужить ситуация, которая возникла в одной из московских школ. В пятом классе шло активное обсуждение повести В. Железникова «Чучело». И тут оказалось, что многим детям, среди которых были успешные и популярные в классе, до боли знакомы переживания главной героини. Некоторые ассоциировали ее с собой. Это было настоящим открытием для педагогов. Оказывается, каждый ребенок способен надолго сохранять информацию о первом опыте отвержения. Выходит, что такой опыт есть у многих. Эмоциональная память о такой ситуации остается надолго. Чаще всего, дети предпочитают не посвящать своих родителей в свои трудности и отношения со сверстниками. Причины разные. Одним не хочется говорить и вспоминать о неприятном, другим – стыдно, третьи – просто не верят, что их выслушают и окажут помощь. Ученый Доктор Тэд Фейнберг, возглавляющий национальную ассоциацию школьных психологов Соединенных Штатов Америки, советует родителям обратить внимание на отношение их сына или дочери с учениками класса в тех случаях, если: - ребенок ищет предлога, чтобы не идти в школу; - из школы возвращается ужасно расстроенным; - без причины плачет; - не любит вспоминать о школе и одноклассниках; - с отвращением говорит о школьной жизни; - проводит время в одиночестве, никого не приглашает в гости и его не ждут к себе.

Можно попробовать перевести ребенка в другой классный коллектив и возможно, поменять школу. Но это не совсем верный выход. Лучше научить его адаптироваться в коллективе, уметь общаться, отвечать на обиды и чувствовать окружающих. Но если причиной является сам коллектив, и он действительно враждебен к ребенку, а педагоги не в состоянии изменить ситуацию, тогда вам остается перевести ребенка в другую школу. Можно подыскать такой класс, на фоне которого ваш ребенок не будет выделяться, где много его потенциальных друзей. Играют роль также внешние показатели, которые одинаковы у большинства детей: рост, цвет кожи, полнота. В других случаях перевод в другой класс станет способом повторить ту же ситуацию, но с другими декорациями. Помогите понять ребенку, что важно изменить ситуацию изнутри.

07.05.2018 17:41


Рекомендуем курсы ПК и ПП