СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Рефлексия на уроках физической культуры»
Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самос-тоятельно и решать ее. Формированию такого умения и средств контроля и оценки помо-гает особый тип урока урок-рефлексия по ФГОС.
Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном пони-мании — это "разговор с самим собой".
В чем отличие урока-рефлексии по ФГОС от традиционных уроков-обобщений и повторений
Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.
В чём сущность рефлексии
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить спосо-бы и методы, применяемые другими, со своими приемами и методами.
Цели урока-рефлексии
По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели: содержательную и деятельностную.: содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденно-
го материала
деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии
и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фик-
сировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и
находить способы их преодоления).
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
( целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с
группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц,
цветовое изображение настроения и т.п.))
(дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом,
поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем
на этапе проверки выполненной работы).
(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного).
Интересный вопрос – рефлексия на физкультуре. Как она вообще может быть и как создать ситуацию рефлексии? В первую очередь, это обязательный набор некоторого информационного поля о себе и набор неких связей. И только потом на основе этого – рефлексия. Речь идет о том, что происходит с человеческим организмом, с его эмоциями во время работы над собой. Это и есть исходный материал того, что можно анализировать, что можно как-то исправить, но набирается материал постепенно, и поэтому ситуация для собственной рефлексии создается медленно.
Для создания ситуации рефлексии нужно поставить задачи:
А затем ответить на вопрос: хочет ли он, чтобы это с ним происходило, или хочет чего-то другого, тогда будет возможность понять, как можно эту ситуацию изменить.
Прием незаконченного предложения (см. приложения)
рефлексия с использованием оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…)
Прием анализа субъективного опыта
Приём высказывания
сегодня я узнал…
Упражнение «Плюс-минус-интересно» (Эдвард де Боно ) – в течение всего урока можно использовать, как процесс восстановления
Пример:
Заключительный этап урока - рефлексия – тема урока «Развитие скоростных способностей»
Где учитель задаёт вопросы, ученики отвечают, формулируют понятие «Скоростные способности», Слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуни-кативной задачи, выражают своё мнение об итогах работы на уроке
© 2021, Гусенов Ислам Алиевич 136