СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1 ЧАСТЬ Введение: краткая характеристика работы.
«Методика» - какое неприступное слово, казалось в начале моих поисков своей технологии, способов работы с детьми. Да, наверное, и теперь я понимаю, как непросто отобрать способ работы с каждым в отдельности. Знакомясь с известными работами в области методики преподавания, я могу продолжать работу в поисках нужных форм, способов работы, опираясь на них. Прослушав курс лекций, я выбрала данную тему для своего реферата, но не для того чтобы разбирать методики преподавания по видам деятельности, а попробовать поговорить о своих поисках личной методики в театральной деятельности. В своем реферате, я пробую рассматривать известные способы и технологии, которые совпадают с моими поисками или вступают с ними в конфликт. Такие работы как: « Флаги на башне», « Педагогическая поэма» Макаренко Антона Семеновича, «Социальная педагогика» А.В. Мудрика, «Современные образовательные технологии» Селевко.
2.Основная часть.
Мои поиски.
Работая актрисой в театре, я впервые начала заниматься с детьми почти двадцать лет назад, по приглашению руководителей школы. Открывая новую, гимназическую школу им понадобились специалисты. Зная что, я занимаюсь дыхательной гимнастикой Александры Николаевны Стрельниковой со своими коллегами, руководители школы пришли в театр и пригласила меня поработать с детьми, речь которых требовала особого внимания. И после первых проб, родители многих детей увидели необходимость этих занятий для своих детей. И мне пришлось всерьёз заняться способами и методами достижения желаемого результата. Обращаясь к известным методикам, и технологиям я узнавала новые для меня процессы.
«С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств». Так что же из этого мне нужно – какую информацию я хочу передать, как же и для чего мне нужды способы воздействия на ученика?
Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Смысл этого подтверждают и теоретики и практики.
Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:
Значит, мне следует, и у меня назрела необходимость сформулировать цели.
Определить содержание; на сегодняшний день, содержание зависит от задач, которые мне нужно решать; главное, что я хочу получить? То есть, результат деятельности. И я обращаю внимание, что говорю: «что я хочу», а что хотят получить родители от моих занятий с их детьми? И понимаю что, очень важно, что хотят получать дети. И что же тогда, является результатом? Спектакль?, или… Или что? Да конечно, спектакль оказывается только средством, правда, средством очень важным и для меня и для моих учеников. Здесь, во время создания спектакля мы участники одного процесса. У нас различные функции в этом процессе. Я обращаюсь к известным технологиям и методикам.
Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:
Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условий системы педагогических технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности».
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь Селевко выделяет несколько типов технологий.
Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения. Дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Гуманно-личностные технологии Они, отвергая принуждение, "исповедуют" идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.
Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом ("неосознаваемом", подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней.
Знакомясь со всеми этими технологиями, я поняла, что они мне не подходят.
Более приемлемым типом технологии, более отвечающим моим взглядам и способам работы, наверное, является «Личностно-ориентированные технологии». Попробуем разобраться в каждом пункте.
1. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка ( ученика).
2. обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, в этом пункте не соглашусь с комфортностью и бесконфликтностью.
3. Реализации ее (личности) природного потенциала. Конечно, это и есть одна из главных задач.
4.Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Да!
«Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка». Конечно, очень важная и архи сложная задача точно и тонко определить содержание технологии.
И естественно, я обратилась к теоретикам театра, где я являюсь не новичком, а мастером своего дела, у меня актёрская категория «Мастер сцены», и несколько постановок в качестве режиссёра в театре. И содержание технологии моей работы, определить без знаний великих мастеров театра невозможно. Вот тут-то все мои знания о театре, пригодились, более того оказалось что теоретик я очень слабый и нужно срочно заниматься своим образованием, обновлением знаний полученных в театральном вузе. Я поступила на заочное отделение в педагогический университет на филологический факультет, потому что, мне было ясно, что работать нужно со словом немного с других позиций. И начались мои поиски форм работы с детьми. Хочу заметить, что поиски форм не могут происходить без самих детей и их родителей. Получается, мы находимся в едином процессе работы, с детьми и родителями.
К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:
Академик Российской академии образования Е. В. Бондаревская выделяет ряд существенных требований к технологии личностно-ориентированного образования:
По мнению Е. В. Бондаревской, учитель, в котором нуждается личностно-ориентированная школа, должен удовлетворять следующим требованиям:
Могу согласится и отобрать для практического применения основные требования и положения. Проявлять заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка. Предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества. И вот то, что не в коем разе, нельзя забывать или отодвигать ради нужного результата - заботиться об экологии детства, сохранении душевного и физического здоровья детей и для любого участника творческого процесса в подготовке спектакля. Мне было понятно изначально, что я не хочу заниматься самодеятельным театром. Что используя накопленные знания в технике подготовки актера к работе на сцене, я смогу быть полезной для развития личности ребёнка. На первое место выдвигались коррекционные задачи по развитию речи. На первых же занятиях с детьми я обратила внимание на их слабую речевую подготовку: произношение многих звуков было крайне грязное иногда неверное, а зачастую вовсе, отсутствовало. Они не умели произносить текст с нужными эмоциями, не могли правильно поставить ударение, как в предложении, так и во фразе, не способны были построить фразу логически последовательно, исходя из ее смысла. Сегодня ко мне приходят дети, которые совсем не любят говорить. Это издержки развития техники. Они хорошо и увлеченно справляются с разными видами кнопок и пультов. Но не умеют общаться со сверстниками, и часто не нуждаются в этом. Им мешает конкретно физически существующий человек рядом, интересен он только виртуально- через разного вида информацию. В этой проблеме мне вообще видится беда будущего нашего общества. Обращаясь к понятию «коррекционные задачи», я нашла в работе Мудрика А.В. «социальная педагогика» Коррекционное воспитание. «Коррекционное воспитание - создание условий для приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категориий людей в специально созданных для этого организациях.»
Этот вид воспитания необходим и реализуется по отношению к ряду категорий жертв неблагоприятных условий социализации: определенным группам инвалидов. Конечно же, об инвалидности, в моем случае, речь не идёт. Но создание условий для приспособления к жизни в социуме, вопрос назрел. И преодоление или ослабления недостатков или дефектов не только в речи, но и в общении мною стабильно практикуется.
© 2016, Хоменко Валентина Геннадьевна 912