СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по успешному написанию эссе по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие учащиеся считают написание эссе трудным заданием. Анализируя результаты ЕГЭ, мы учителя, видим – ученик пытался выполнить задание, однако получил 0 баллов. Почему? Как успешно справиться с данным заданием?

Задание формулируется следующим образом:

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутых автором темы и раскройте её (их).При раскрытии обозначенной(-ых) вами основной(-ых) идеи(-й),в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания(соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов. Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов /примеров из различных источников. Каждый приводимый факт / пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

Для грамотного выполнения задания следует ознакомиться с критериями оценивания эссе:

Критерии оценивания ответа на задание 29

Баллы

29.1

Раскрытие смысла высказывания

1

Смысл высказывания раскрыт: верно выделена основная идея, связанная с содержанием обществоведческого курса и/или сформулирован тезис в контексте высказывания, который требует обоснования

1

Смысл высказывания не раскрыт: основная идея не выделена/тезис не сформулирован

0

Указание по оцениванию: Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов

29.2

Теоретическое содержание мини-сочинения(Объяснение ключевого (-ых ) понятия (-ий), наличие теоретических положений, рассуждений, выводов)

2

В контексте каждой выделенной идеи/ тезиса приведены связанные между собой объяснение ключевого ( -ых ) понятия ( -ий ), теоретические положения, рассуждения, выводы

2

В контексте каждой выделенной идеи/ тезиса приведены отдельные, не связанные между собой рассуждениями понятия и/или положения. ИЛИ В ответе наряду с относящимися к одной или нескольким идеям/тезисам приведены понятия и /или положения, не относящиеся к ним

1

Теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения, выводы отсутствуют или не связаны с темой)

0

29.3

Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов

1

Отсутствуют ошибочные с точки зрения научного обществознания положения

1

В ответе имеются ошибочные с точки зрения научного обществознания положения

0

29.4

Качество приводимых фактов и примеров

2

Указание по оцениванию:

  1. При оценивании могут быть зачтены только факты/примеры, явно связанные с иллюстрируемым положением, рассуждением,

выводом.

  1. При оценивании засчитываются только сформулированные развёрнуто корректные факты /примеры.
  2. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании

используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании.

Приведено не менее двух фактов/примеров из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников

2

Приведён только один факт/пример. ИЛИ Приведены факты/примеры из источников одного типа

1

Факты/ примеры отсутствуют. ИЛИ Ни один из приведённых фактов/примеров явно несвязан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом. ИЛИ Ни один из приведённых фактов/примеров не сформулирован развёрнуто

0

Максимальный балл

6

Новое в оценивании задания № 29.

За задание можно получить 6 баллов ( ранее было 5 баллов). Шестой балл выставляется за корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов. Конечно, это учитывалось и в предыдущие годы. Ведь если теоретические положения были ошибочными, то за теоретическое содержание сочинения баллы снижались. Однако если не было таких ошибок, то баллы НЕ прибавлялись. В 2018 году появилась такая возможность у тех учеников, которые верно с точки зрения науки обосновали теоретические положения. Это огромный плюс.

Сложности.

Если смысл высказывания не раскрыт/ раскрыт неправильно, основная идея не определена, то эксперт далее содержание эссе не проверяет.

Пишем мини-сочинение.

Дана тема: “Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов”( Л. Питер, американский педагог).

Учащийся: “Автор говорит об ограниченности ресурсов”.

Это не верно.

Правильно: “Автор высказывания говорит об одной из основных проблем экономики “ограниченности ресурсов”. Американский педагог определяет главную задачу экономики как науки “ удовлетворить безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов”. Я поддерживаю идею Л. Питера в том, что сегодня решение данного вопроса является настоящим искусством. Увеличение численности населения, ускорение НТП, углубление культурных связей привели к увеличению количества материальных и духовных потребностей у людей. Напротив, экономические возможности – т. е., реальные ресурсы, которые можно направить на удовлетворение потребностей, ограниченны. Современное общество вынуждено решать это противоречие.

Вы написали вступление. Далее приступаем к основной части:

Потребности(1) – это всё, что необходимо человеку для поддержания жизнедеятельности и развития. Экономика(2) – хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем производства, распределения, обмена и потребления необходимых жизненных благ и услуг. Для организации производственного процесса необходимо использовать факторы производства(3) - ресурсы. К ним относятся : труд, земля, капитал, предпринимательские способности, информация(4). При их эффективном и рациональном использовании начинается экономический рост(5) – долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчете на душу населения за год. Так, создавая новый продукт и стимулируя потребность в нем, производство формирует условия удовлетворения потребностей. Но, экономическая теория утверждает – в каждый исторический момент, при любой экономической системе количество доступных ресурсов ограниченно. Выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов(6). Абсолютная ограниченность означает, что ресурсы в принципе невозможно увеличить(7). Относительная ограниченность означает, что определенные ресурсы могут быть увеличены, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей(8). Поскольку ресурсы ограничены, то общество вынуждено делать технологический выбор, решая, какие из потребностей следует удовлетворять, а какие - нет.

В современном постиндустриальном обществе по-прежнему остро ощущается ограниченность ресурсов. В СМИ я прочитала о том, что люди в странах Африки, Ближнего и Среднего Востока, Южной и Северной Америки, Австралии испытывают острый недостаток в пресной воде. Почти 1/3 населения нашей планеты уже сегодня не хватает пресной воды. Причем характерно, что в число этих стран в последние годы входят и такие высокоразвитые в промышленном отношении страны, как США, ФРГ, Нидерланды и другие. В Греции, в районе Афин, нет естественных источников питьевой воды, там вода дорога, как вино. На уроке географии я узнала, что в связи с нехваткой ресурсов Франция и Италия закупают нефть, газ.

История учит нас, что причиной многих войн, стала борьба за ресурсы: землю, сырьё, золото,…

Вы завершили основную часть. Вы раскрыли 5-7 понятий по теме. Изложили теоретический материал в связной форме. Привели три примера из разных источников, иллюстрирующих ваши аргументы. Теперь необходимо сделать вывод.

Таким образом, перед обществом стоит очень сложная экономическая задача. Необходимо сделать экономический выбор и решить, на удовлетворение каких потребностей направить ограниченные ресурсы.

Задание выполнено. Объём эссе - не более двух страниц А4.

Желаю успехов!

02.11.2017 09:54


Рекомендуем курсы ПК и ПП