СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Результаты разновозрастного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты разновозрастного обучения.

Каковы функции разновозрастного обучения?

Во-первых, оно выполняет функцию психологической защиты ребенка. Круг общения детей в классе, где обучаются несколько человек, весьма ограничен, что создает особую психологическую напряженность для детей. Объединение учащихся разных классов в разновозрастную группу обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, разнообразит общение учащихся, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, преодолеть психологическую депривацию ребенка, избежать монотонности при организации учебного процесса. По данным исследованиям, ученик малочисленной сельской школы чувствует себя комфортнее на занятии, где объединяются несколько классов. На таком занятии у школьников возникают дополнительные возможности утвердить себя, получить признание, особенно если ученик оказывается в позиции старшего, выполняет некоторые педагогические функции.

Практика показывает, что школьникам нравятся разновозрастные занятия. Такие занятия проходят в непринужденной обстановке, интересно, на их легче работается, меньше спрашивает учитель, больше самостоятельности, ответственности самих учащихся. Дети отмечают, что им интересно общаться с учениками других классов.

Во-вторых, разновозрастное обучение выполняет функцию социальной поддержки: это помощь старших младшим в организации учебной деятельности, поддержка тех школьников, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников  или на обычных уроках, а в этой ситуации осознает свою полезность, востребованность как помощников педагога при организации работы младших учащихся. На разновозрастном занятии разнообразнее и динамичнее связи между учащимися, что требует от них постоянного изменения своего ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению его коммуникативного и в целом социального опыта.

В-третьих, разновозрастное обучение выполняет функцию  компенсации. Старшим предоставляется возможность выполнения  роли взрослого, взятия  на себя ответственности. Особенно важно включать школьников в систему отношений, где они приобретают опыт поведения взрослого человека, принимающего самостоятельные и ответственные решения. В среде сверстников лишь некоторые способны пробиться в организаторы, лидеры. На разновозрастном занятии старшим предоставляются дополнительные возможности выступить в этом качестве, выполнить роль консультанта, помощника педагога, руководителя группы.

Важнейшая педагогическая функция разновозрастного занятия – стимулирующая. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов могут актуализироваться и проявиться индивидуальные качества, которые в условиях класса остались бы незамеченными: активность, ответственность, инициативность, заботливость. На разновозрастном занятии старших стимулируют проявление и развитие организаторских умений, способности самостоятельно решать учебные задачи.

Стимулирующая функция разновозрастного занятия проявляется не только в актуализации положительных качеств, старших учеников. У младших также повышается заинтересованность, активность. Опыт показывает, что разновозрастные занятия в большей степени, чем традиционные, развивают мотивацию учения, познавательные интересы учащихся.

Такие занятия стимулируют развитие гуманных межличностных и деловых отношений между учащимися разных классов.

При планировании разновозрастных занятий в классе – комплекте я  руководствуюсь специальными принципами, предлагаемыми Л. В. Байбородовой по организации разновозрастного обучения, предусматривающего занятия с учащимися нескольких классов как с единым целым, объединенным и организационно, и содержательно. При педагогически грамотном подходе в разновозрастной группе образовательные задачи решаются более успешно, чем на обычных уроках.

Разные классы объединяются в разновозрастную учебную группу как целостную единицу, связанную организационно и содержательно. Реализация индивидуальных планов деятельности достигается за счет того, что на занятиях одновременно разворачиваются несколько учебных ситуаций: ведущее место занимает индивидуальная деятельность учащихся, работа в парах с учителями и другими учениками, а также в микрогруппах; фрагменты фронтального взаимодействия не исключаются, но переводятся в разряд вспомогательных. На занятиях используются разные виды и приемы одновозрастного и разновозрастного взаимодействия учащихся. У каждого ученика свой план деятельности, фиксирующий содержание, организационные формы, средства, последовательность работ.

В основе этой модели лежат коллективные учебные занятия – открытая, гибкая, личностно-ориентированная образовательная среда

Один из способов решения проблем в условиях малого количества учащихся - организация занятий с несколькими классами, т.е. в разновозрастных группах детей. В зависимости от наполняемости классов, изучаемой темы и вида занятия возможно объединение от 2-х до 5-ти классов, а в некоторых случаях - и всех учащихся школы.

Организация обучения в разновозрастных группах детей актуальна, востребована современной зарубежной и российской школами. В диссертации обобщен опыт организации обучения учащихся в РВГ различных образовательных учреждений (массовой общеобразовательной школы; лицея или гимназии; авторской школы закрытого типа; образовательного учреждения нового типа, например, школы-парка; специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната с учащимися VIII вида; реабилитационного центра и др.). Наиболее распространено обучение в разновозрастных группах в условиях сельской малочисленной общеобразовательной школы.

Организация образовательного процесса в РВГ учащихся сельской малочисленной школы обладает высоким воспитательным и дидактическим потенциалом, создает благоприятные условия для качественного обучения сельских детей, удовлетворения их потребностей во взаимодействии, обогащения коммуникативного и социального опыта воспитанников, обеспечивает гуманизацию отношений участников педагогического процесса.

Разновозрастная группа позволяет ученику осуществить важные социальные пробы, освоить роли «младшего» и «старшего», «ученика» и «наставника», «помощника» и «исполнителя», «ведущего» и «ведомого» и т.д., приобрести опыт социального поведения. Школьники учатся адекватно оценивать деловые и нравственные качества других людей, а также и свои собственные возможности.

В рамках одного урока при классно-урочной системе организовать эффективное учебное взаимодействие учащихся из-за дефицита времени практически невозможно. Для подростка будет гораздо полезнее на время всецело отдаться занятиям одной наукой с тем, чтобы спустя некоторое время, переключиться на другую.  Данная проблема легко решается, если использовать один из вариантов концентрированного обучения – метод «погружений». В этом случае продолжительность совместной работы не имеет временных границ. Работа над проектом или решением учебной задачи может продолжиться и после окончания занятий.

К преимуществам метода «погружения» можно отнести и то, что нет такой частой смены учебных предметов, как при классно-урочной системе. Это дает возможность детям сосредотачиваться на решении конкретных задач одного учебного предмета. В ходе нашего эксперимента нам удалось разработать оптимальные формы такой организации образовательного процесса.

«Погружения» можно классифицировать по продолжительности, по содержанию и по характеру деятельности учащихся. По продолжительности в лицее применяется два вида погружений: однодневные и недельные. На третьей ступени обучения и при изучении иностранных языков используются однодневные погружения. Во всех остальных случаях – недельные погружения. По содержанию «погружения» могут быть однопредметные и двухпредметные.

Схема построения «погружения» зависит от содержания блока учебного материала, от учебного предмета, от индивидуальных особенностей учителя, от состава и учебных возможностей учебной группы и т. д. Тем не менее, можно определить его общую структуру. Первые часы, как правило, посвящаются совместному планированию работы, определяются направления творческой деятельности, темы сообщений, докладов, уточняются вопросы, которые будут выноситься на зачет. В течение последующих четырех дней осуществляется ввод нового знания, включение его в контекст изученного в прошлом «погружения», отрабатываются варианты применения. «Погружение» завершается в субботу зачетом, который проводится учителем с привлечением старших лицеистов. Некоторые вопросы могут быть предложены для самопроверки или взаимопроверки. Балл, выставленный на зачете, учитывает не только фактический уровень знаний, но и деятельность учащегося на протяжении всего «погружения».

 

31.12.2014 00:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!