СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия. Пятно

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рисунок – основа изобразительного творчества.

В основе мастерства художника лежит рисунок. Рисунок выполняется графическими материалами: карандашом, углем, ручкой, кистью, пером и тушью. Все художественные рисунки – это графические произведения. Графика – целая область изобразительного искусства, в которой можно выделить несколько различных видов рисунков: 1) Набросок – рисунок, сделанный очень быстро 2) Зарисовка – более долгий по времени, изучающий рисунок 3) Технический – объясняющий, как устроена постройка или деталь устройство 4) Учебный – рисунок, с помощью которого происходит освоение правил изображения 5) Творческий рисунок – самовыражение автора.

Иллюстрации: учебные работы; П. Кончаловский «Зарисовка пейзажа», уголь; М. Врубель «Дворик зимой»

Линия и её выразительные возможности. Ритм Линий.

Рисунок состоит из различных линий: длинных, коротких, толстых, тонких, волнистых. Линии бывают разные по своему характеру: строгие, смелые, лихие, скромные, спокойные. Линией обычно обозначается контур предмета.

Как любое изобразительное средство, линия имеет свои свойства, которые меняются в зависимости от применяемого инструмента. Изображать линии можно при помощи хорошо заточенного твердого карандаша – в этом случае линия получается тонкой, слабо видимой. Мягкий карандаш оставит за собой более мягкую, рыхлую, волнистую линию. Нередко для изображения линий используют ручки – чернильные с пером, а также шариковые. Наилучшими материалами для изображения линий служат сангина, пастель, уголь.

Создавая рисунки, выражая настроение, художники то сгущают линии, то делают паузу, тем самым создавая определенный ритм. Ритм – чередование соизмеримых между собой элементов. Ритмические соотношения, как правило, разнообразны. Они могут быть простыми, сложными, вариативными. Забор – это также набор линий, он обладает определенным ритмом – мерным. Такой ритм отражает спокойствие и однообразие.

Иллюстрации: П. Пикассо «Голубь мира»; П. Пикассо «Арлекино»; В. Ван Гог «Море»; штрихи; П. Митурич «Заборчик»; Рембрандт «Женщина в кресле, читающая книгу», А. Матисс «Женский портрет».

Пятно, как средство выражения. Ритм пятен.

Пятно – основное средство изображения на плоскости. Как оно получается? Несколько линий, расположенных рядом, образуют пятно.

Значение пятен, ритма, контрастов в картине трудно переоценить. Пятно является основным средством изображения на плоскости. Задача художника состоит в том, чтобы раскрыть свой замысел при помощи пятен. Пятна могут быть разными: большими и маленькими, округлыми и вытянутыми. В рисунке они будто перетекают из одного в другое, создавая цельное изображение. Ритм – это главное, организующее и эстетическое начало композиции. Ритм – это чередование линий, фигур, объемов, цветовых пятен в произведении искусства. Он бывает: цветовой (колористический); композиционный; вертикальный, волнообразный; единый, мерный, сложный, четкий; выразительный, гибкий, динамичный, мажорный.

Выразительность – это воздействующая сила композиции, она по большей части зависит от контраста. Ведь человек в первую очередь воспринимает предмет по контрасту его силуэта и окружающей среды. Чем более контрастен рисунок, противоречивые соотношение цветов, тем выразительнее и ярче он нам кажется.

Главным средством художественной выразительности считается контраст. Контраст в тематических картинах выражается не только в сопоставлении различных приемов и расположении цветовых пятен, но и в противопоставлении психологических и индивидуальных характеристик. Все произведения построены на контрасте. Особенно примечательна картина Сурикова «Боярыня Морозова». Толпа на картине изображена покорной, боярыня, напротив, смотрит прямо и сурово, все ее существо выражает противостояние.

Важнейшим средством художественного выражения является контур – линия, которая очерчивает форму предмета. Контур бывает: перовой (по технике); замкнутый, условный, четкий, изломанный (по форме); черный, белый (по цвету); жесткий, легкий, резкий, спокойный (по образности художественного языка).

Силуэт – это форма фигуры или предмета, которая представлена в виде единой массы, как плоское пятно на более светлом или темном фоне. Видимая форма предмета обусловлена освещенностью, которая является необходимым фактором для воспроизведения его в рисунке.

Выдержать рисунок в тоне – это значит правильно определить световые отношения поверхностей в работе. Один и тот же цвет при разном освещении выглядит иначе – темнее или светлее. Тональные отношения, как правило, довольно изменчивы. Если мы их осознаем, то сможем понять технику живописи. Многие великие художники используют тон в своих произведениях для выявления главной темы своей картины.

Иллюстрации: В. Суриков «Боярыня Морозова»; В. Васнецов «Аленушка»; силуэты; оптические иллюзии (как вариант).

01.05.2020 20:34


Рекомендуем курсы ПК и ПП