СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание

Нажмите, чтобы узнать подробности

ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Выступление

на классном родительском собрании.

28 февраля 2018 года

Каждый возрастной период важен для человека. Но психологи и педагоги единодушны в том, что подростковый возраст является особым для становления личности. Оттого, как преодолеет подростковый кризис, какие психические новообразования приобретет в этот период подросток, во многом будут зависеть характер, способы самореализации - словом, дальнейшая судьба взрослого человека.

Коль скоро этот процесс приходится на время обучения в школе, на школьного воспитателя ложится очень ответственная задача: помочь ре­бенку благополучно преодолеть «трудный возраст», дать возможность (условия) развернуться в его личности необходимым потенциям, поме­шать возникновению деструктивных приобретений и внутренних барье­ров.

Каковы же особенности подросткового возраста? Что должен знать школьный воспитатель, чтобы выполнить свои задачи? Как я уже гово­рила, генеральная линия развития индивида - стать сильной, независимой, компетентной, успешной, счастливой личностью. Ребенок слаб, зависим, нуждается в помощи извне. Став взрослым, человек берет свою судьбу в собственные руки. Он способен отвечать за себя настоящего и проекти­ровать будущее, самостоятельно выбирать себе деятельность, труд, про­фессию, друзей, спутников жизни, соратников по работе.

Но подросток - это человек, который уже не ребенок, но еще и не взрослый. Это человек «в промежутке», «на переходе». Но он страстно захотел - быть взрослым, «большим». Свободным, независимым, силь­ным.

В педагогической литературе обычно указывается на социальное (внешнее) несоответствие реального положения подростка его взрослым притязаниям: он не может заниматься взрослой деятельностью, зависим экономически. Он должен исполнять роль ребенка - школьника, подчи­няться старшим. Согласитесь, даже вполне зрелые юноши и девушки за школьной партой для окружающих все равно дети. И они чувствуют со­ответствующее положению отношение к себе. К сожалению, такая тен­денция сохранится в будущем. Современная цивилизация, технический прогресс заставляют молодых людей учиться все больше и дольше. Стало быть, болезнь и беда переходного возраста будут со временем только обостряться? Бунт против своего бесправия будет все более беспощаден?

В подростковом возрасте совершается важнейшая для человека пе­рестройка самосознания: разрыв детского представления о себе как един­стве «Я - реального» и «Я - идеального». Возникает третье «Я оценивающее, переживающее». Возникает способность смотреть на себя со стороны, сравнивать, оценивать, переживать за самого себя. Может быть, можно сказать: рождается совесть человека. Из плоского, одномерного возникает объемный внутренний мир взрослого. Он становится главной инстанцией бытия индивида. Раньше он был «вторичен»: ребенок пере­живал не свои собственные проблемы, а чужие: огорчается мать - и, гля­дя на нее, плачет сын.

У подростка появилась возможность саморазвития, самосовершенствования, самовоспитания. Он перестал бездумно подражать окружающим, а начинать сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. Появилась возможность овладения собственным поведением, способность волевой саморегуляции. А значит - ответственность перед собой. Возникает «самость», субъектность. Про­исходит «второе рождение человека! Человека с собственным ЭГО.

Коль возникла новая, собственная жизнь, стало необходимым перепроверить все старые, «чужие» правила жизни, которым он следовал раньше. Подросток все подвергает сомнению, спорит по любому поводу. Это экспериментатор: знает, что так поступать нельзя, но делает, чтобы проверить истинность того, чему его раньше учили взрослые. Проверить на собственном опыте. Чужой опыт ничему не учит. Ведет подросток се­бя подчас резко, агрессивно, Причем случается так: чем ласковее, по­слушнее был ребенок в детстве, тем жестче, деспотичнее он ведет себя с родителями, став подростком. Словно мстит им за прошлую привязан­ность и слабость. Нe понимаем, что с сыном случилось, - недоумевают бедные отец и мать, - будто с цепи сорвался».

По все к сожалению естественно и потому нормально. Чем тверже он ведет себя, тем тверже будут его собственные правила жизни, тем тверже будет характер. Подросток скоро станет «большим», и он создает себе будущие принципы. Мудрая, предусмотрительная природа готовит его к взрослой жизни! Она обгоняет время и наши представления о на­ших «детках». Иначе быть беде. Ведь если взрослые проблемы обрушатся на неподготовленную, незрелую психику (ранняя беременность, смерть родителей, воина или голод), ребенок моментально превратится в юного старика. Почему? Он не стал хозяином обстоятельств, не возвысился над собой. П. И. Мечников говорил, что счастливый человек тот, кто орга­нично и естественно проживает все этапы жизни: детство, отрочест­во, юность, взрослость, старость.

Подросток «уходит» к сверстникам. Только среди своих он может лучше познать себя, примерить, утвердиться в найденных ценностях. Только среди равных он может почувствовать себя свободным, обрести необходимую инициативу, самостоятельность, ответственность. Через отношения сверстников у него оформляется, «затвердевает» «образ се­бя». (Конечно, он будет формироваться и в юности, и в пору взрослости, но почувствовать собственную субъектность, «самость» он должен уже подростком. Или не обрести ее, если его «Я» постоянно ломают, давят, бьют. Подросток или смирится, сломается, или будет копить обиду, зло­бу, агрессивность, чтобы в подходящий момент выплеснуть их па окру­жающих.)

Неотъемлемыми спутниками подросткового возраста являются острые переживания состояния одиночества. Это состояние может быть кратким или долговременным, часто повторяющимся или постоянным.

Причина одиночества подростка в переходном возрасте: в психике вдруг актуализировалась острейшая потребность в близости, в признании, единстве с другими, а он вынужден рвать старые, испытанные связи и от-

ношения (с родителями и близкими по крови) и устанавливать новые. А они могут складываться не всегда надлежащим образом и не с теми, кто необходим или нравится (вспомним свою первую мучительную подрост­ковую влюбленность). Так образуется противоречие: хочется понимания и близости, а их-то и не возникает.

Противоречие может достичь такой остроты, что способно толк­нуть подростка к самоубийству. Психологи утверждают, что мотив оди­ночества, ощущение собственной ненужности, никчемности, покинуто­сти, страха, вины в подростковых суицидах является самым распростра­ненным. В особенности в так называемых «немотивированных» самоубийствах. Окружающие просто не знают о трагическом внутреннем со­стоянии ребенка, а сам он не способен понять, почему ему так невмоготу жить.

С точки зрения психологической и педагогической - одиночест­во есть необходимая принадлежность возраста и самой жизни. Это неизбежная ступень развития самосознания и саморефлексии. Ребенок от­крывает в себе внутренний мир, который кажется ему бездной. Но эту бездну необходимо освоить, обжить.

Важнейшим психическим новообразованием подросткового воз­раста является не просто «верность», а чувство собственного достоин­ства.

Чувство собственного достоинства - это высокая оценка себя вне зависимости от каких-либо высоких личных достижений и свершений в обществе. Каждый человек уникален, единствен на этом свете. Человек должен осознать, прочувствовать, утвердиться в своей ценности и исклю­чительности. Достойный человек не тот, кто не имеет недостатков, а тот, кто имеет достоинства. Достоинства имеет каждый. Только их нужно об­наружить, развить, обратить на благо окружающим. И окружающие отве­тят тебе признательностью и добрым отношением.

Достойный человек не сожалеет, не предаст - он слишком ценит себя и свое доброе имя. Он не будет завидовать, подсиживать, делать подлость соседу. У него хватает своего! Он внутренне самодостаточен. Психологи говорят: идентичен самому себе.

Чувство собственного достоинства - это, очевидно, важнейший компонент такого психического феномена, как совесть. Совесть есть произведение чувства собственного достоинства на стыд! Чем сильнее развито самоуважение, чем глубже способен человек переживать состоя­ние стыда, тем выше, нравственнее, совестливее, ответственнее человек. Контролер за поведением должен быть не вне нас, а внутри.

Такой человек честен, надежен, предсказуем, а значит - социален. Таков итог правильного воспитания.

Но каковы же главные педагогические условия пра­вильного воспитания?

1. Это благополучие воспитанника в главном виде деятельности ребенка в период становления личности. От успешности в ней зависит его авторитет среди педагогов и сверстников, а стало быть, отношение к себе и внутреннее самочувствие. Поэтому важнейшим условием благополу­чия внутреннего мира и становления психически здоровой личности подростка является его успешность в учебе. Воспитательную работу нельзя отрывать от учебной. Ребенок един, целостно его становление.

Подросток теряет интерес к учению не потому, что перестал счи­тать его важным, значимым для себя делом, а потому, что устал от не­удачи в нем. Он уже не может терпеть, мириться с собой - двоечником или троечником, иначе возникает npeзpение к себе - бестолковому и ни­чтожному. Уход от учебы - это инстинктивная реакция самосохранения. Это самозащита от разрушения целостности внутреннего «Я».

2.Независимо от успеваемости, от успехов в других делах педагоги обязаны окружить каждого воспитанника отношениями уважения, при­знания, доверия. Путь к подобным отношениям - глубокая вера педагога в то, что каждый воспитанник хороший и стремится к хорошему. Цен­тральный лейтмотив гуманного педагога:

«Витя., Коля., Юра., ты у меня самый-самый: умный, добрый, честный. Я на тебя надеюсь больше, чем на кого-либо другого!».

3.Недопустимо разговаривать с подростком в угрожающем тоне («попробуй еще раз.»), даже если он совершил серьезный проступок: воспитанник имеет на него право. Конечно, педагог может взорваться, накричать. Воспитанник его простит, если увидит, почувствует за криком

боль, заботу, любовь к нему. Но лучше, полезнее все же серьезный, взрослый, уважительный разговор - анализ того, что произошло, как эф­фективнее можно было поступить в тех или иных обстоятельствах. Ну­жен «разбор полетов», как говорят летчики. Это учит, приучает к само­анализу, конструктивной рефлексии.

4.Нельзя (да и бесполезно!) запрещать подростку общаться со сверстниками, какими бы ни казались они воспитателю малокультурны­ми и подозрительными. Тепличные условия - не гарантия избежать бо­лезней роста.

5.Родителям в моменты тяжелых размолвок и кризиса в контактах с ребенком необходимо говорить вслух (и доказывать отношением), что они, безусловно, и всегда любили и будут любить его.

И так далее. Более подробно о методике и приемах работы с уча­щимися подросткового возраста будет рассказано во второй части бро­шюры.

Но каковы же внутренние условия, внутренние критерии благопо­лучия процесса становления личности ребенка?

Как уже было сказано выше, именно в подростковом возрасте раз­витие превращается в саморазвитие, а воспитание может перейти в про­цесс самовоспитания (но может и не перейти). В развитие включается «третья сила». Какова природа этой «третьей силы», тон внутренней ак­тивности, которые включают в действие механизмы самоизменения?

Это потребности. Базовые, личностно образующие внутренние ме­ханизмы саморазвития, которые природа вложила в человека как в био-психосоциалыюе существо. Я называю эти потребности базовыми, так как они выражают фундаментальные, сущностные стремления человека и имеют, как и сам человек, тройственную природу - биологическую, пси­хологическую и социальную.

Данные потребности возникают в определенное время, сменяются другими но мере взросления. Повторяю: младшие дети испытывают по­требность в защищенности, безопасности; подростки обуреваемы потреб­ностью в признаннии, в уважении: юноши - в ценностях и глубинных смыслах жизни; взрослые - в самореализации, в самоосуществлении. По­требности определяют социальную общность, характер ведущей деятель­ности, которые должны соответствовать возрасту, психическому состоя­нию человека. Они определяют и характер педагогического влияния на воспитанника.

Таким образом, базовые психосоциальные (сокращаю для удобства разговора) потребности есть главная цель, объект педагогической заботы и критерии эффективности воспитательной деятельности педагога.

Идея потребностей стала системообразующей идеей данного вос­питательного подхода.

14.11.2018 13:36


Рекомендуем курсы ПК и ПП